?

Log in

No account? Create an account
Булгаков на фоне Роулинг
banshur69
В День рождения автора Б, БГ, М и МиМ, а также СС скажу вот что.
На фоне Гарри Поттера МиМ читается как совершенное фэнтези, только философски нагруженное. Что Дурсли, что Степки Лиходеевы и Никаноры Босые совершенные магглы. Воланд это, понятное дело, Волан-де-Морт. Тот на мопеде, который принес Гарри в дом Дурслей и потом отправил его в Хогвартс - Азазелло. Ну, кошка на заборе это хогвартская профессорша. А Дамблдор... неужели Иешуа? Забавно. В общем, люди-пешки и их шахматисты. Теперь про Гарри Поттера. Поскольку, по крайней мере, первый роман это роман воспитания, т.е. роман про то, как Волан-де-Морт не тронул Гарри Поттера, а тот стал постигать истину, то МиМ тоже прочитывается как роман воспитания... Ивана Бездомного. Ведь если задуматься, то весь этот спектакль был задуман для его личностной эволюции. Но вот чего нет у Роулинг, так это любви мужчины и женщины. И женской жертвенности нет. Но кто знает - может, эта любовь скрылась в семье родителей Гарри, погибших от Воланда... то есть, от Волан-де-Морта. Иван Бездомный тоже такое дитя, духовный воспитанник обоих влюбленных.
В общем, получается, что поэтика романа, некогда воспринимавшегося как пропуск в церковь и в самую серьезную теологию, с течением времени откочевала в фэнтези. Большинство его смыслов тоже оказались там же. Однако это результат чтения на фоне того, что случилось после. Вряд ли сам господин из нехорошей квартиры, считавший себя мистиком, согласился бы прослыть сценаристом Голливуда.

К эволюции триады
banshur69

Вот же раньше были книжки! Пиши себе что хочешь без всяких цитат. Читаю Гачева "Содержательность художественных форм". И он пишет на с. 67:

"Уж что может быть более отвлеченным, чем гегелевская триада: тезис, антитезис, синтез? А между тем «подспудом» этой триады является самый простой, естественно-календарный цикл зерна; жизнь (рождение, вырастание из земли, поднятие на свет), смерть (закапывание в землю, погружение во тьму), возрождение-воскресение, как смерть-рождение. Зерно схоронили, закопали под землю,оно умерло, и потому из него росток пошел. Гегель для демонстрации реального содержания своей триады и обращается часто именно к рассказу о жизни, смерти и воскресении зерна"

Никаких ссылок нет. Вот где это Гегель написал?
Долго искал. И нашел в первом томе "Лекций по философии истории", в главе "Понятие развития":

"То-, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе с тем остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения. Растение, например, не теряет себя в непрестанном изменении. Из его зародыша, в котором сначала ничего нельзя разглядеть, возникают разнообразные вещи, но все они содержатся в нем, правда, не в развитом, а в свернутом и идеализованном виде. Причиной того, что он полагает себя в существование, является то, что зародыш не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом его развития, является плод, т. е. порождение зародыша — возвращение к первому состоянию. Зародыш хочет породить лишь самого себя, раскрыть то, что есть в нем, чтобы затем снова возвратиться к себе, снова возвратиться в то единство, из которого он изошел" (с. 86).

То есть, получается, что в основе гегелевской диалектики лежит земледельческая мистерия зерна. Гегель не земледелец, и этот образ, скорее всего, навеян Элевсинскими мистериями. Он так именно и пишет, соединяя философию с греческой религией:
"Таким образом, религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны; дело идет поэтому лишь о том, чтобы форма понятия достигла такого завершения, которое делает возможным постижение содержания религии. Истинно лишь то, что получило название религиозных мистерий; они представляют собою спекулятивное ядро религии. У неоплатоников μνεϊν, μνεΓσϋαι (быть посвященным) означает: заниматься спекулятивными понятиями. Под мистериями понимают, говоря поверхностно, таинственное, остающееся таковым и не делающееся известным. Но в элевзинских мистериях не было ничего неизвестного; все афиняне были посвящены в них, и лишь Сократ говорил о себе как об исключении" (с. 129).
Однако тезис-антитезис-синтез тут совсем не главное, потому что гегелевская триада это продолжение очень древнего богословия. Главное это, конечно, сама Троица: Отец как Одно, управляющее всем ходом изменения; Сын как влечение к развитию и умножению; Дух Святой как Плод и возвращение к Отцу.
А что еще древнее за этим? А за этим, еще глубже, - шумерская триада консекрации XXI в. до н.э., в которой ровно та же логика. "Будь светел как Небо, будь чист как Земля, сияй как Средоточие Неба!" Взгляд сперва идет вверх, где небесный свод и звезды. Эпитет светлый применяется к огню. Затем взгляд спускается резко вниз к почве. А потом взмывает в ту сферу, где ходят Солнце и Луна. То есть, в близкую к человеку сферу воздуха как пространства между Верхом и Низом. И так охватывается все мироздание. Первая часть триады - огонь. Вторая часть триады - обязательно земля, ее чистота, падение вниз, временное отлучение от небесного. А звезды воздуха дальше, чем Солнце и Луна. И само Небо - первоначало того, что оно посеяло на земле.
Есть ли что-нибудь еще древнее? Тоже есть. Это шумерская триада консекрации в заговорах XXIV в. до н.э. Священное дерево тамариск делится на ствол, корни и крону. Ствол сопоставляется с Небом, корни - земля и подземные воды, крона - Энлиль, бог воздуха. Огонь, Земля-Вода, Воздух. И Дерево как первообраз такого деления.
Таковы самые древние корни гегелевской триады. Они вовсе не в судьбе ячменного зерна. Гегель в своей аналогии был сыном времени, знавшим греческую древность и не подозревавшим о более древних древностях Передней Азии.
Отсюда я делаю радикальный вывод: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БЫЛА СПОСОБОМ ОБЪЯСНЕНИЯ ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ. ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ШУМЕРСКОЙ РЕЛИГИИ НУЖНА ДРУГАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Спасибо Гачеву, что навёл.


Сон о рассказе
banshur69
Во сне увидел, что пишу рассказ. Человек по фамилии Кысомуров очень любит собак, а кошек не любит, и потому хочет поменять фамилию на какую-нибудь собачью. Наконец, он выбирает фамилию Ротвейлер. Но когда он со своим фоксом идет на прогулку в парк, то из кустов выбегает собака породы ротвейлер, и Кысомуров неожиданно для себя забирается на сук дерева. Он не знает, как ему слезть, и сидит до вечера. А вечером к дереву подходит дама и перекидывает веревку, чтобы повеситься. Кысомуров сообщает ей с сука, что она молодец, потому что он сейчас закрепит конец этой веревки и по ней спустится вниз. Дама забывает о своем намерении и убегает. Наутро Кысомуров приходит туда, где меняют фамилии, и сообщает конторской даме, что он хотел бы стать Ротвейлером. Дама в ужасе всплескивает руками и говорит, что нет, никогда, потому что Ротвейлер это она и она не хочет себе никаких искусственных однофамильцев. Она советует Кысомурову взять фамилию Роллс-Ройс. Там много звука р и она звучит по-собачьи.
На этом я проснулся.

Предки
banshur69






1. Демид Васильевич Емельянов (1885-1934). Петербург, 1910-е гг.
2. Вера Андреевна Емельянова (1883-1956). Петербург, 1910-е гг.
3. Алексей Демидович Емельянов (1902-1951). Ленинград, конец 1940-х гг.
4. Пахом Афанасьевич Афанасьев (1879-1953). Станция Дедовичи Псковской области, 1940-е гг.
5. Федор Волочков с семьей. Слева мой дед Павел Иванов. Деревня Точки Псковской области. Фото 1930-х гг.

Вот и 50
banshur69
То есть, полвека.

145 лет со дня рождения Остужева
banshur69
Спектакль "Уриэль Акоста" (1940 г.).

http://www.staroeradio.ru/audio/35766

Христос Воскресе, православные!
banshur69

Англоязычная рецензия на книгу "Гильгамеш"
banshur69
Лучший пасхальный подарок - рецензия понимающего коллеги на твою книгу. Понимание бесценно.

http://www.folklore.ee/folklore/vol75/book.pdf?fbclid=IwAR35ZY72yYmhMGyW80w54u3zR4Fcvlx1rlPNau-kpR0ikXmPEpRYo8ZDX48

Шумерская литургия водосвятия в ритуале омовения и отверзания уст бога
banshur69
Самая первая моя статья. Скачать можно отсюда:

https://my-files.ru/b8r7qd

Читая комментарий Зельченко на стихотворение Ходасевича "Обезьяна"
banshur69
С. 52. Среди контекстов, связанных с уханьем совы и филина как знамением войны, следует вспомнить и самый известный.
Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев. Перед каким несчастьем?
Фирс. Перед волей.
(Чехов. Вишневый сад)

С. 61. "Газеты полны "ужасов пожаров", приучают читателей к слову антициклон, интервьюируют астрономов на предмет отсутствия пятен на Солнце и возмущаются бездействием властей". Это о летних пожарах 1914 г. К сожалению, автор комментария не приводит сами сводки по поводу пятен на Солнце.
Здесь невозможно пройти мимо работы А.Л.Чижевского "Физические факторы исторического процесса", где он прямо пишет: "В таком положении находился вопрос о зависимости между различными состояниями солнцедеятельности и проявлениями органической жизни на Земле когда мы, наблюдая за пятнообразовательной деятельностью Солнца в летние месяцы 1915 года, обнаружили следующий факт: некоторые периоды усиления солнцедеятельности совпадали с развертыванием и усилением военных событий на многих фронтах мировой войны"; "Было ли констатированное нами в 1915 году явление соответствия простою случайностью или же, действительно, существовала какая-либо зависимость между явлениями на Солнце и военными событиями на Земле, но, заинтересовавшись этими странными совпадениями, мы еще тогда сделали первую попытку найти им то или иное объяснение. Полагая исходным пунктом развития всякого события в человеческих обществах центры высшей нервной деятельности, мы прежде всего остановились на вопросе о том, какое влияние может доказывать пятнообразование на поведение человека, который, несмотря на стратегические. дипломатические и пр. тормозы, стремится усилить свою военную или общественную деятельность одновременно с усилением деятельности нашего светила, затем, пользуясь астрономическими данными о Солнце и хронологией истории, можно легко было убедиться в замечательных совпадениях некоторых важнейших событий в жизни человечества за последние 300 лет с максимумами активности Солнца. Но последовавшие вскоре затем события надолго оторвали нас от текущих работ, прекратив выполнение плана намеченных нами исследований". https://www.astrologic.ru/library/chizhevsky/02.htm
Таким образом, из обращения комментатора к газетным сводкам ясно следует происхождение науки гелиобиологии, инспирированной именно пожарами 1914 года и началом Первой мировой войны. Указание Чижевского на 1915 г. как первый год гелиобиологии может относиться только к началу его научных исследований, но не к началу самих наблюдений. См. также брошюру В. Хлебникова "Битвы 1915-17 гг.", где он пытается вывести закономерности наступления войн как климатических событий.

С. 69. В сводке текстов о Шарманщике-Судьбе упущена песня Вертинского "Сумасшедший шарманщик" (1930), в которой вся русская история 1914-1930 гг. предстает песней Шарманщика.

С. 94. Мистические переживания Ходасевича наверняка имеют и лермонтовский источник в "Ангеле":
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Если говорить о моем восприятии стихотворения "Обезьяна" в целом, то я думаю, что это выражение солидарности поэта-нехристианина с существом, которое христианин превратил в раба. Но что это за существо? Обезьяна - родственник, потерпевший поражение рядом с человеком и обращенный им в рабство. Поэтому она пьет воду как Дарий III - царь старого мира, страна которого была покорена Александром Македонским. Обезьяна это собственно и есть старый мир, бывший до человека и человеком попранный. Отсюда понятно, почему у Ходасевича образы обезьяны и серба связаны с началом войны. Серб Гаврила Принцип положил конец всей предвоенной цивилизации, всему прошлому миру. Этот мир хрипит в своем ошейнике и жаждет воды, и ему осталось бы, как Дарию, только пить из грязного ручья, но приходит Поэт. Поэт поит хорошей водой серба, а серб дает напиться обезьяне. Но не сербу, а именно Поэту обезьяна протягивает руку. Поэт протягивает ей руку, как протянул ее только что старому миру, вспомнив о Дарии и Александре. И через глаза обезьяны он попадает в мир, который предшествует их общему с обезьяной миру - в мир светил и волн. Это стихотворение - солидарность Ходасевича со всей довоенной культурой, которая унесена сербом на плече, как бьющаяся в ошейнике обезьяна. И осознание того, что у мира обезьяны и мира Поэта общий источник - пифагорейская музыка сфер. Поэт понимает и обезьяну, и серба. Обезьяна тоже понимает всех. Серб понимает Поэта и не понимает обезьяну. А это означает, что вход в пифагорейский мир для него закрыт.