banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Книги Судеб Ближнего Востока-1

Сердечно поздравляю всех, кто празднует сегодня Новый год! Дорогие друзья, коллеги, студенты Петербургского института иудаики! Пусть наступающий год будет добрым и сладким! Пусть ваше имя будет записано на хороший год, а решение о вас запечатано!

Здесь публикую фрагмент своей статьи о книгах судеб Ближнего Востока.

Книга Судьбы в иудейской традиции

Послепленная иудейская традиция (VI-V вв. до н.э.) заимствовала вавилонский календарь и большинство древних шумеро-вавилонских обрядов, осуществив семантическую перекодировку прежних календарных мифов на события священной еврейской истории. И так же, как у вавилонян, идея Книги судеб тесно связана здесь с первыми днями осеннего Нового года (вавил. Реш шатти = евр. Рош-га-Шана “голова года”), приходившегося как раз на седьмой месяц календаря (вавил. Ташриту = евр. Тишрей). Рассмотрим мишнаитские тексты и комментарии на эти дни.

 

Мишна, трактат “Рош-га-Шана”, I 1: “нисан - Новый год царей и праздников; тишрей - для обычных годов”.

Толкование: “И праздник сбора урожая, годичное равноденствие” (Шмот 34:22). Спрашивает Талмуд Йерушалми: “Что это за месяц, в котором есть и праздник, и равноденствие, и сбор урожая, и исход года в нем?” И отвечает: “Скажи: это - тишрей !” Новый год для обычных годов - в Гемаре это толкуется, как новый год для годичных кругооборотов луны и солнца. Наконец, говорят, что 1-е тишрей - это день Суда, когда Всевышний определяет судьбу всех своих Созданий и предопределяет все, что с ними случится вплоть до следующего тишрей. Именно это имеет в виду Тора, когда говорит (Дварим 11:12): “С начала года до окончания года” - т.е. с начала года уже суждено все, что случится до окончания года.

В Торе сказано (Ваикра 23:24): “В седьмом месяце, в первый день месяца, будет у вас день полного покоя, напоминание о трублении, священное собрание”. Праздник этот в Мишне называется Рош-га-Шана. Потому что так сообщает традиция, воспринятая мудрецами от давних поколений: 1-е тишрей - это день, когда Небесный бейт-дин определяет судьбу всех созданий на следующий год (как говорится ниже, в мишне второй).

Рош-га-Шана, I 2: В четыре момента времени мир судим: в Песах выносится приговор о зерновых, в Ацерет - о фруктах, в Рош-га-Шана все люди мира проходят перед Ним словно ягнята - как сказано (Тегилим 33:15): “Создает сердца их разом, вникает во все их дела” (Рош-га-Шана).

Согласно иудейской традиции, в первый вечер Нового года после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход Божьего суда. Все поздравляют друг друга словами Лешана това тикатеву ветихатему “(Желаю вам), чтобы вы были записаны на хороший год, и чтобы (это решение) было запечатано”. Это означает, что с первого по десятый день Нового года Господь создает новую Книгу судеб. Эти дни – йамим нораим (“дни трепета”) – предназначены для осуществления раскаяния в грехах (тшувы) и полного очищения (ташлих) перед Богом. На десятый день, называемый Йом-Кипур (“день искупления”), новая Книга уже готова и судьба каждого человека определена в ней. Каждый иудей надеется на милосердие Божье (хесед), зная, что Бог стремится не к наказанию человека, но к его исправлению. Готовясь к получению новой судьбы, члены иудейских общин в канун Йом-Кипур благодарят Творца за судьбу прожитого года: “Благословен Ты, Бог, Господин наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и поддержал нас, и дал нам дойти до сего дня” (Осенние праздники, 20-21, 54).

 

Хранимая Скрижаль в Коране

 

Доисламские арабы, жившие в районе Мекки, были неграмотны, поэтому в их культуре образ книги мог появиться только под влиянием более развитых письменных традиций. Ближайшей такой традицией был иудаизм, распространенный в Аравии с VI в. н.э. Первоначальный ислам заимствовал не только основные положения иудаизма, но и его мистические представления о священной Книге. Мусульмане верят, что Коран хранится на небесах, под троном Аллаха, он начертан на перламутровой скрижали и раз в год, в Ночь Предопределения (одна из семи последних ночей рамадана), низводится с высшего неба на низшее, в Бейт-ал-Изза “Дом могущества”, расположенный над Каабой. В Ночь Предопределения Аллах принимает решение о судьбах людей на последующий год, и очищенные постом мусульмане стараются вознести свои мольбы и просьбы, дабы Господь улучшил их судьбу. В хадисе сказано:

Передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (ал-Бухари, ал-Джами ас-сахих)

В Коране существует представление о том, что эта священная книга была ниспослана именно в Ночь Предопределения:


Клянусь Книгой ясной! Мы ниспослали его в ночь благословенную; поистине, Мы являемся увещателями! В течение нее разделяется всякое мудрое повеление по велению от Нас; Мы являемся посылающими.

(Сура Дым”, 44: 2-5).


Образ Корана выведен в проповедях Мухаммада под именем "хранимой Скрижали": “Да, это – Коран славный в Скрижали хранимой (Лаух махфуз)” (85:22). Это сочетание слов буквально нужно переводить “Тайная Доска”. Информация, записанная на ней, не подвержена какому-либо вторжению, изменению или искажению извне. В Коране эта Скрижаль также фигурирует под определениями Умм ал-Китаб (Мать Книг, Главная Книга), Китабун хафиз (Хранимая Книга) и просто Китаб "Книга". Однако отношение этой Книги к поступкам человека здесь исполнено противоречия. С одной стороны, все события и поступки людей уже предопределены Аллахом и записаны на Тайной Доске.


У Него - ключи тайного; знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге ясной.

(Сура "Скот", 6:59)


Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха!

(Сура "Железо", 57:22)

 

Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Мы не упустили в Книге ничего, потом к вашему Господу они будут собраны.

(Сура "Скот", 6:38)


С другой стороны, в Коране содержится противоположное представление: все поступки, совершенные людьми, учитываются Аллахом как их свидетелем, и затем предъявляются на Страшном суде.



В каком бы ты ни был состоянии и что бы ты ни читал из Корана, и какое дело вы ни будете делать, Мы будем свидетелями при вас, когда вы погружаетесь в это. Не укроется от Господа твоего вес пылинки ни на земле, ни в небе, и ни то, что меньше этого, и ни то, что больше, иначе как (это -) в Книге ясной.
(Сура "Йунус",10:61)

 


Каф. Клянусь Кораном славным!
Да! Удивились они, что пришел к ним увещатель из них, и сказали неверные: "Это - дело дивное!
Разве когда мы умрем и станем прахом? ... Это - возврат далекий!"
Мы знаем, что земля отнимает от них, и у Нас Книга хранящая.

(Сура "Каф", 50: 1-4)

...у Нас находится та Книга, что хранит (все содеянное)
(Сура "Каф", 50:4)

Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего бы не было в ясной Книге.

(Сура "Муравьи", 27:75)

 

И положена книга, и ты видишь грешников в страхе от того, что в ней. Говорят они: "Горе нам, что с этой Книгой, она не оставляет ни малого, ни великого, не зачислив!" И они нашли налицо все, что совершили. Твой Господь никого не обижает!

(Сура "Пещера", 18:49)

 

И ты увидишь всякую общину коленопреклоненной. Всякая община будет призвана к своей книге; в тот день будет воздано вам тем же, что вы творили. Эта Наша книга говорит против вас в истине; Мы записывали то, что вы совершали.

(Сура “Коленопреклоненная”, 45: 27-28)

 

Получается, что Аллах учитывает на своей Тайной Доске только то, чему Он был свидетелем, но в то же время все, что Он видел, уже занесено на Тайную Доску. Если узнать само содержание Книги ясной - можно найти разумное объяснение этому противоречию.


Ниспослание Книги от Аллаха славного, мудрого. Поистине, в небесах и на земле – знамения для верующих! И в вашем творении и в рассыпанных Им животных – знамения для людей убежденных, и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах с неба из пропитания и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров – знамения для людей, обладающих умом. Это – знамения Аллаха, Мы читаем их тебе истинно.

(Сура Коленопреклоненная”, 45:1-5)

 

Оказывается, что Книга, ниспосланная Аллахом – это книга природных явлений, понимаемых как земные и небесные знамения. Отсюда становится понятно, что и поступки людей записаны в ней как предопределенные свойства тварного мира, которые неизбежно присущи его созданиям. Но одно дело, когда поступок объективно существует в Книге мироздания, и совсем другое – когда он фактически совершается. Тогда проясняется этическая требовательность Корана: Аллах спрашивает с человека за акт совершения поступка, а не за сам поступок (впоследствии именно этому будут учить богословы-ашариты). Следовательно, частью Тайной Доски является небесный Кодекс, по статьям которого расписаны все благодеяния и правонарушения людей. Сверяясь с этим Кодексом на Страшном суде, Аллах определит судьбой человека райские наслаждения или адские страдания плоти.



[1] Тексты, источник которых не указан в библиографии, взяты из сетевых баз данных.






 
Tags: Мои публикации
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments