?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Нинель Болеславовна Янковская (02.12.1925-12.09.2009)
banshur69



Мировая историческая наука понесла невосполнимую утрату. На 84-м году жизни скончалась Нинель Болеславовна Янковская - главный научный сотрудник Эрмитажа, доктор исторических наук, один из ведущих ассириологов мира и просто очень светлый человек.
Нинель Болеславовна успела окончить отделение ассириологии по кафедре ассириологии и гебраистики, закрытой в 1949 г. (по доносу нерадивой студентки) за преподавание там древнееврейского языка. Она была первой ученицей И.М.Дьяконова, покинувшего университет в том же году. Уже в 1945 г. Нинель Болеславовна стала сотрудницей Эрмитажа, а с 60-х годов много десятилетий была хранительницей всей клинописной коллекции Отдела Востока.
Научные достижения Янковской без преувеличения можно назвать выдающимися. Начав работу в науке как исследователь экономики Ассирии, она в начале 50-х годов переключается на так называемые каппадокийские документы из собраний ГМИИ и Эрмитажа. Документы эти были открыты еще в 20-е годы первым хранителем клинописной коллекции ГМИИ В.К.Шилейко, который указал на их огромное значение для изучения месопотамской периферии. Составленные в начале II тысячелетия до н.э. в городке Канише (Кюль-тепе в Малой Азии) на местном диалекте аккадского языка, таблички сухим языком цифр повествовали об особом типе общественного объединения, отношения в котором строились на коммерческой основе. Янковской предстояло изучить эти сотни документов, сделать их автографию, полный перевод, опубликовать и дать к ним филологический и экономический комментарий. Вместе с малоазиатскими документами она стала изучать и таблички из городка Аррапхе, расположенного к югу от Ассирии на восточном берегу Тигра. Эти документы таили не менее интересную информацию о негосударственных объединениях свободных людей Месопотамии. Постепенно в результате параллельного изучения документов Каниша и Аррапхе исследователь пришла к открытию нового научного направления - история негосударственных организаций древнего Ближнего Востока. Результатами этого открытия стали ее кандидатская (1959) и докторская (1982) диссертации, а работа над корпусом текстов увенчалась в 1968 г. изданием всего собрания каппадокийских текстов в книге "Клинописные тексты из Кюль-тепе в собраниях СССР (Письма и документы торгового объединения в Малой Азии XIX в. до н.э.)" (М; Наука, 1968). Основные результаты социально-экономических исследований Н.Б.Янковской можно посмотреть по адресам: 

Каниш: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st10.shtml
Аррапха: http://gumilevica.kulichki.net/HE1/he106.htm.

Если же давать им здесь неизбежно краткую характеристику, то можно сказать следующее. Документы из Каниша и Аррапхе зафиксировали жизнь двух уникальных общественно-экономических групп. В Канише это вольные людишки, купцы и контрабандисты, промышлявшие вывозом металлов из Малой Азии и ввозом необходимых этому региону тканей. Вывозить железную руду запрещалось, но запретами пренебрегали. Община Каниша управлялась советом торговых людей, но в общественной жизни участвовали все от мала до велика. Царство Аррапхе состояло из большесемейных общин, называвшихся димту (башня). Общины эти были специализированы по различным видам производства. Управлялись они патриархами, которые защищали общину перед государством. Служили общинники сами себе, сами себя разоряли, обезземеливали, сами на себя зарабатывали. Одним словом, были мужики хоть куда (кулаки древности) и на государство смотрели сверху вниз.
В области духовной культуры и теории мифа ею тоже внесен весьма значительный вклад в науку. Именно Нинель Болеславовна первой предположила, что все женские божества на древнем Ближнем Востоке разделялись по функции на богинь-матерей и дев-воительниц. Девы-воительницы были покровительницами любовной и воинской страсти, но постоянной семьи и детей не имели. Богини-матери первоначально считались создательницами богов и людей, но потом их функции были отобраны мужскими божествами, и они оказались на периферии мифологии. Девы же, напротив, были возвышены в эпоху государства как вдохновительницы царских военных подвигов и партнерши царей в священном браке. Впоследствии это открытие Н.Б.Янковской из ассириологии перешло и в этнографию, где было воспринято и усвоено специалистами по всем мифологиям мира.
В последние годы жизни Нинель Болеславовна занималась реконструкцией хурритской мифологии и связями между семитскими и хурритскими культами Месопотамии.
Если же абстрагироваться от частностей, то можно сказать, что основной темой исследований Н.Б.Янковской были межэтнические экономические и культурные контакты на территории Малой Азии и Северной Месопотамии, аккадо-хурритский культурный симбиоз, взаимодействие народов, живших вольной купеческой жизнью, не нуждавшихся в помощи государства и умевших самостоятельно управить собой.
Выбор такой темы неслучаен для Нинель Болеславовны. Она сама была человеком открытым, много путешествовавшим по Западу и Востоку, редкостно доброжелательным ко всем от мала до велика, соединявшим в своем характере поэтичность, добрую насмешливость, участие и сострадание, способность к жертвенной любви и бескорыстной помощи, холодный аналитический ум, восприимчивость ко всем искусствам и невосприимчивость к любым видам границ. Самой своей жизнью Н.Б.Янковская доказывала возможность слияния в одном человеке неслиянного и отзывчивости ко всему человеческому, откуда бы это человеческое ни исходило. Желание добра всему живому, желание понять все языки, на которых это живое говорит, желание соединиться со всем понятым и познанным живым - редкое в наши дни стремление. Нинель Болеславовна как-то умудрилась прожить жизнь без искусственных рамок, без интриг, на которые столь щедры бывают деятели науки, без желания зла ближнему и без высокомерия к знающим меньше ее. Благородство облика дополнялось в ней изысканным душевным благородством. Она всегда помогала молодым, наводя их на новые интересные темы и проблемы, но при этом умела не навязываться, обладала редким чувством такта.
Ее уход будет всегда ощущаться как тяжелая потеря для науки и для человеческого общежития.


  • 1
Светлая память!
Да, уходят мэтры.

О господи...
Светлая память.

Светлая память!

R.I.P.

"В последние годы жизни Нинель Болеславовна занималась реконструкцией хурритской мифологии и связями между семитскими и хурритскими культами Месопотамии."

А она успела что-нибудь опубликовать по этой теме?

Нет, только делала устные сообщения.

Жаль, я бы почитал...очень любопытная тема.

Светлая память...

Повторю свою благодарность за этот текст, которую я уже выразил автору в личной переписке, и хочу внести уточнение. О связях хурритских и семитских культов есть конспективные замечания, рассыпанные в опубликованных работах Н.Б. Последняя по времени публикация - в "Трудах Гос. Эрмитажа // Эрмитажные чтения памяти В.Г.Луконина, 2000-2006", сс. 128-145. Есть они и в сборниках Эрмитажных чтений памяти Б.Б.Пиотровского разных лет.

  • 1