banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

День знаний


Для меня этот день всегда был радостным. В школу шел, предвкушая новые знания. В университете ждал от себя понимания новых знаний. Когда сам стал преподавателем, начал учиться у своих студентов, постоянно пополняя знания для новых курсов, не застаивая, не заигрывая старые курсы. Преподавание помогает научной работе, без лекций писалось бы хуже. В процессе говорения возникает строгая структура предмета, которая сама собой оформляется в книгу. Никогда не говорю по написанному - напротив, пишу по проговоренному. Когда начинаю говорить, то неизвестно, чем кончу. При этом говорю только о предмете лекции, не уклоняясь и не пытаясь выкроить время для отдыха. Говорю в абсолютном погружении, но суть формулирую коротко. Иногда удивляюсь внезапно образовавшемуся мосту между несколькими направлениями мысли. Этот мост - вспышка сознания. Пройти по нему можно только за мгновение, и этот миг желательно не упустить. Никогда не записываю найденное прямо на лекции, потому что память бережно удерживает это до самого возвращения домой. 
Меня интересуют все студенты, а не только способные. Да и "способные" - не то слово. К чему способные? К науке? К преподаванию? Или к пониманию самих проблем, поставленных на лекции? Интересны все. Но поверхностную способность к овладению предметом ценю гораздо меньше, чем способность понимать проблемы и задачи, которые ставит предмет. Еще работая в школе, заметил, что отличники, тянущие руки с желанием показать учителю свои знания, чаще всего понимают меньше тихонь с последних парт, которые способны на глубокое и последовательное изучение предмета, на кропотливую интеллектуальную работу, которая неизбежно приведет к большим результатам. Ровно то же самое наблюдаю я и в университете. Но это не значит, что отличник неспособен со временем проникнуть в тайны предмета. Напротив, задача преподавателя как раз в том и состоит, чтобы выращивать сознание студента. А для этого нужно поверить в потенциальные способности и возможности каждого и вести группу путем опережающего развития. Давать то, что еще рано давать, но не бросать на этом пути, а постоянно смотреть, как идет овладение новой планкой.

Результаты, разумеется, будут разными. Менее ориентированные на науку возьмут в свою жизнь то, что окажется для них наиболее полезным и значительным в плане житейского опыта. Более нацеленные на интеллектуальный труд овладеют методом и профессиональными знаниями. И, наконец, совсем немногие почувствуют, что не могут жить без дела, которому их учили. Потому что это дело каким-то чудесным образом совпало с их мыслями о мире и с теми вопросами, которые они каждый день задают самим себе.

Поздравляю всех с Днем знаний! В этом дне нет ничего грустного, потому что, хотя многие знания и умножают скорбь, но в нашем обретении нового всегда таится тихая радость. Радость осознания мира и преодоления самих себя. В знании мы растем. В знании мы бессмертны.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments