banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

МДТ на ТВ

Третий спектакль додинского театра, показанный на Культуре, окончательно убедил меня в том, что "снимать их нужно, пока они маленькие". В середине 80-х очень удачно сняли "Дом", театр тогда шел в гору, актеры были молоды и не развращены европейской славой. Потом был перерыв в 20 лет. Эти 20 лет были временем завоевания Европы, углубления режиссерских задач, нарастания актерского мастерства и, увы, старения коллектива. Звездой театра стал Сергей Бехтерев, сыгравший здесь свое лучшее, а потом ушедший из театра, потому что почувствовал его старость и застылость. Кинопленка Бехтерева упустила, остались лишь короткие любительские съемки поклонников его таланта. Потом пришла эпоха Ксении Раппопорт. Это была прекрасная эпоха, но уже была. Бехтерев и Раппопорт дружно стали искать счастье в театре на Литейном и в кино. И вот теперь, когда Бехтерева нет в живых, а Раппопорт чаще можно увидеть в Италии, чем на улице Рубинштейна, теперь, когда театр идет под горку, о нем вспомнило телевидение и решило его увековечить. Напрасно! Снимать "Чевенгур" нужно было в 99-м, Дядю Ваню - в 2001-2003 гг; когда эти спектакли были на пике формы. А "Бесов", конечно, году в 98-м, с Бехтеревым-Верховенским. Те спектакли ушли и существуют теперь только как скелеты прежде живших людей. И в молодом, живом своем виде они невосстановимы.
Можно было поступить иначе и поставить телеспектакль вне сцены, как это многократно и удачно делал Товстоногов. Но додинские спектакли требуют постоянного сценического пространства, всех этих масс воды, голых тел, обнажений, переодеваний и прочей ерунды, потому что на ТВ вся эта магия становится именно ерундой. Товстоноговские могли разворачиваться в каком угодно искусственном пространстве и потому легко переносились на телевидение. Но где теперь найдешь такое телевидение, и где взять такого режиссера, который пожертвовал бы сценической эстетикой ради сохранения самой формы спектакля? И вот перед нами небольшой набор одних и тех же лиц, невыразительно произносящих свои реплики, заунывно поющих, без куража танцующих, захлебывающихся в желтой жиже и меняющих одежду по десять раз за спектакль... Каждое новое додинское действо в последнее время напоминает плохую пародию на "Братьев и сестер". Коллективные движения, разухабистые песни, бесконечные препирательства на сцене. Но нет того огня, того молодого задора, и того осознания, что они делают очень важное общее дело. Актеры уже в том возрасте, когда каждый играет за себя, солирует и не обязан работать в унисон. Но их соло не состоялось. А того коллектива больше нет, как нет и времени, в котором они начинали.
Очень жаль, что Малый Додинский не остался на пленке. До нас дошли только мемуары актеров о себе самих. Точно так же невозможно смотреть современную запись "Мастера" на Таганке. Спектакля давно нет, есть только мумия Воланда, мумия Иешуа и т.д. Снять успели только выход гроба с телом спектакля из ворот театра.
Какой отсюда вывод? Снимайте тех, кто только начал и уже имеет успех. Женовача, например, чьи спектакли не успели остыть... Хотя театр - дело таинственное. Почему-то снять Фоменко получилось. И спектаклям больше 10 лет, а все удалось... Почему? Не знаю.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments