banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Письмо ученому другу в Вену

Вчера мой ученый друг-буддолог, знаток санскрита из Вены Эдгар Лейтан обратился к ЖЖ-сообществу вот с "Мыслями о тоталитаризме". Полностью его можно прочесть по адресу
http://edgar-leitan.livejournal.com/63557.html#cutid1

Но наиболее важный фрагмент процитирую здесь:


"Наверное, за всем этиv стоит известный фатализм как подспудное, малоосознанное массовое мировоззрение, которое ничего общего не имеет с христианством, зато напрямую — с верой в Судьбу, предопределение, требующее архаики магизма в сознании.


Магизм в постхристианской Европе выражается в растущей популярности всего "восточного", особенно адвайта-веданты или буддизма (это в лучшем случае), где ни в коем случае не должно быть "личного Бога", а тем самым и человеческой личности с её (возможной) свободой и ответственностью, и где главным следствием такой сознательной установки является в лучшем случае культивирование эгоистичной "духовности" с её "самореализацией".

Конечно, в отношении буддизма это звучит чрезмерным упрощением, особенно для тех, кто имеет о буддизме более конкретное или "научное" представление. Но таково моё впечатление от многих евро-буддистов, с кем приходилось и приходится близко общаться. Уже не говорю о более "дешёвых" вариантах, наподобие всяких движений Нью-Эйдж или "транцендентальной медитации".

Объединяющаяся Европа, как мне сейчас видится, семимильными шагами движется к некоему подобию Советского Союза. В общем, против чего боролись, на то и напоролись! Видимо, будет постепенно всё более оттачиваться и своя имперская идеология, во главу угла которой будет положена иделогия "мультикульти" (как говорят в немецкоязычном пространстве) — утопический проект цветущего и плодоносящего сосуществования малосовместимых культур и религий. Вроде "постхристианского" христианства и ислама в его родоплеменном архаичном варианте…"

Конец цитаты.

Буддолог из Вены является католически ориентированным христианином, приехавшим из России. Ему как христианину страшно потерять христианство в Европе, он боится нашествия восточного и мистического. Но здесь-то и заключен самый ядовитый парадокс нашего с ним бытия.
Востоковед неизбежно сообщает своим читателям не только фактическую информацию о Востоке, но и мироощущение Востока, знакомит его с важнейшими категориями восточной культуры и занимается ничем иным как трансляцией восточных учений в западный мир. Это мы, востоковеды, сделали западный мир помешанным на буддизме, исламе, египетских тайнах, африканских верованиях и на всем вообще, что интересует нас и чем занимаемся мы сами. Вследствие  развития востоковедения (тех же исследований Щербатского по буддийской философии) возникла сравнительная философия и сравнительное религиоведение, после которых ни одна религия не сможет сохранить свою монополию в развитом мире. Толстой и Вернадский обрели свое мировоззрение именно после чтения индийской классики, Юнг обосновал свое учение после знакомства с классикой китайской, Генон и Массиньон вдохновлялись исламом. Если востоковед к тому же еще и христианин, то острие религиозного разлома проходит прямо по его сердцу. Он сам, своими руками рубит сук, на котором сидит его мировоззрение. Под влиянием полученных им новых сведений меняется и его сознание, и сам он становится сторонником исправления прежних взглядов. Такова вообще задача гуманитарного познания - менять сознание познающего и через него активно транслировать это изменение читателю. Но читатель подготовлен гораздо хуже, в его сознании варится каша из христианства, античности, язычества, индуизма, буддизма и т.д. И все это приводит к появлению дешевой западной мистики, рассчитанной на быстрое потребление. Кого винить в этом, если мы сами, ремесленники востоковедного цеха, являемся причинами распространения всего восточного? И нам ли не помнить о том, что индо-буддийскими учениями вдохновлялся не только Толстой, но и Гитлер? Что магизм пошел от антропологов и этнографов, а систематизированное язычество - от религиоведов? Однако новое знание обратно не засунешь. И назад к себе прежнему после его получения уже не вернешься.
Что же касается христианства, то в чистом виде его как образа жизни давно уже нигде нет, кроме нескольких келий праведников. Искать его в каком-нибудь государстве бессмысленно.  И ждет людей в ближайшее время именно фатализм как основа веры, потому что никто не знает, куда оно все пойдет. И пойдет ли вообще - или покатится.
Христианину тяжело в такие времена. Но христианину-востоковеду тяжелей вдвойне. Он желает остаться в рамках конфессии и в то же время ежедневно раздвигает эти рамки своими исследованиями, а заодно сбивает с простого религиозного пути тысячи своих читателей. Нужно принять такое положение как трагедию и понять, что веры верующих оно все равно не поколеблет, а думающих заставить думать новую полезную думу. 
А жить нам и в самом деле в эпоху "мультикульти". Никуда не денешься.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Венские зарисовки. 2

    Вена экологически чиста. Свежесть здешнего воздуха особенно бросается в нос и в глотку после петербургского смога. Из-под крана течет чистая и…

  • Венские зарисовки. 1.

    Город Вена - серого цвета. Не серо-зеленого с патиной, как Париж, а сплошь серого, с исключениями в виде серо-желтых и серо-черных домов. Пышно-серая…

  • Таганка и вечность

    Сегодня 45 лет Театру на Таганке. Несколько лет назад написал статью к 85-летию Любимова, но никуда не отдал, хотя просили. Пусть лежит здесь. Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Венские зарисовки. 2

    Вена экологически чиста. Свежесть здешнего воздуха особенно бросается в нос и в глотку после петербургского смога. Из-под крана течет чистая и…

  • Венские зарисовки. 1.

    Город Вена - серого цвета. Не серо-зеленого с патиной, как Париж, а сплошь серого, с исключениями в виде серо-желтых и серо-черных домов. Пышно-серая…

  • Таганка и вечность

    Сегодня 45 лет Театру на Таганке. Несколько лет назад написал статью к 85-летию Любимова, но никуда не отдал, хотя просили. Пусть лежит здесь. Я…