banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

25 июля. Смерть Высоцкого


Я думаю, что смерть Высоцкого была космическим событием.
Поясню на собственном примере.
Я узнал песни Высоцкого в возрасте 4 лет. Тогда вместо обещанной пластинки Тито Гобби папа принес миньон с черной этикеткой и сразу же поставил на проигрыватель. Это были четыре песни: "Он не вернулся из боя", "Песня о новом времени", "Песня о земле", "Братские могилы". Я услышал тихий вкрадчивый голос, певший под инструментальный ансамбль (на первых советских пластинках Высоцкий не хрипит). Но этот голос заставил вздрогнуть и даже вызвал во мне внезапный испуг. Было впечатление, что меня довольно больно ударили по нервам чем-то мягким.
Следующим летом в деревне на Псковщине я получил в подарок от мамы второй миньон в конверте с большим портретом: лицо исполнителя крупно и вполоборота. Увидев лицо, я испугался и попросил бабушку конверт мне больше не показывать. Бабушка посмотрела и тоже вздрогнула, произнеся: "Ой, страшнОй-то какой! Как Антихрист!" Портрет был немедленно разорван и брошен в печь.
В возрасте 7 лет я услышал третий миньон, с красной этикеткой, там была песня "Кони привередливые". Мама была от нее в восторге, отец морщился, ибо не любил цыганщины и есенинского надрыва. Услышав эту песню, я понял, что она мне нравится.
К моменту смерти Высоцкого мне было 11 лет, я слышал примерно 15 песен на советских миньонах и на одной гибкой пластинке из журнала "Кругозор" (там были 2 баллады из фильма про Мак-Кинли). Магнитофона в доме не было и самых главных песен я тогда не слышал.
29 июля 1980 года я получил письмо от мамы, которая сообщала, что вчера вся Москва хоронила Владимира Высоцкого, на похоронах было не менее 30 тысяч человек, и прочее, и прочее. Эта весть произвела на меня сильнейшее впечатление. Через несколько дней я стал думать, что произошло что-то ужасное, что непонятно, что же теперь будет со страной, со всеми нами, что теперь все будет по-другому, что, возможно, случится ядерная война... Почему я так подумал? С какого перепоя? Ведь я ничего не знал о Высоцком, слышал только несколько песен, вокруг меня никто о Высоцком не говорил.
Уже осенью стал с невероятной быстротой формироваться культ Высоцкого. У моих школьных товарищей появилось множество кассет с записями и я ходил слушать все песни подряд. И вот тогда, прослушав примерно сотню песен, я отчетливо понял, что Высоцкий это учитель, который предлагает всем нам некий путь, отличный и от советского, и от церковного, и от всех прочих. И я должен идти по этому пути. Больше всего меня интересовало содержание песен, их. если угодно, мировоззренческий и нравственно-этический смысл. С этого времени мое увлечение Высоцким переросло в изучение Высоцкого, но это уже другая история.
Теперь я отчетливо понимаю, что момент смерти Высоцкого совпал с моментом абсолютного перелома цивилизации ("я лег на сгибе бытия. на полдороги к бездне"), а в политическом смысле культ Высоцкого стал стремительно вытеснять из российского сознания культ Ленина. Могила стала новым Мавзолеем, именно туда переместились очереди фанатиков. По всей стране стали ставить памятники и открывать мемориальные доски, в каждом местном издательстве стали появляться книги и буклеты типа "Высоцкий в нашем городе", мемуарная литература пошла лавиной, записи стали издаваться тоннами. И Высоцкий - единственный из всех посюсторонних поэтов, творчество которого не связано с Лениным и революцией - стал законодателем не только новой эстрадной эстетики, но и этики первых десятилетий постсоветской России. От него пошли такие разные феномены, как Башлачев и Шевчук, русский шансон и Путин. Высоцкий окончательно превратился в народного героя, победив героя-Ленина (или продолжив его, как знать!). Как и бывает в таких случаях, метафизика Высоцкого не была воспринята поверхностным сознанием обывателя. Зато все эти культы 9 мая, жегловские ухватки прокуратур с пальцами вниз, доблести дворовых подвигов - оказались куда как милы сознанию современного человека.
Но вся штука в том, что ничего этого могло не быть, не умри он так пророчески в июле 80-го, не совпади его смерть с "концом прекрасной эпохи". Однако все его творчество было словно заточено под эту героическую смерть, разбудившую народ. И получается, что Высоцкий просто не мог не умереть в этот момент времени, что его смерть провиденциальна. Такой вывод может не устраивать меня как исследователя и историка, но никакого другого вывода я сделать не могу.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments