banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Мысли о Фёдорове

7 июня исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Павловича Гагарина, более известного под именем Николая Федоровича Федорова. О Федорове я думаю часто, противоречиво и с разными чувствами.
Прежде всего, необходимо сказать, что только Федоров дал российской мысли ее собственное направление. Всеединство Соловьева прежде было у Ибн Араби и Шеллинга, Чаадаев писал как французы, Хомяков и славянофилы собственной философии так и не построили, наши опереточные неокантианцы, наши нешуточные гегельянцы и марксисты копировали немцев. Последователей английского эмпиризма, кажется, не было совсем, что не послужило к пользе русской мысли. Все заемное, все подражательное. И только Федоров первый заговорил о небывалом и дал целую программу этого небывалого, совершенно согласуясь с русским мироощущением, одинаково далеким и от западного, и от византийского образа мыслей. Основанный им космизм - программа на столетия, и все умы, которые были активными деятелями в рамках этой программы, оказались востребованы в мире. Федоров это космонавтика, гелиобиология, космобиология, МЧС, предупреждение землетрясений, управление погодой, генная инженерия. Мысль Федорова столь же утопична, сколь и технократична. Федоров одновременно попытался ответить и на вопрос ЧТО, и на вопрос КАК.
Основная проблема федоровского учения видится мне, как ни странно, в его антропологии. Казалось бы, с этого он начинает и к этому ведет, но здесь и сосредоточено большее число наших непониманий его программы.
1. Гаспаров, приводя пример из "Сонника" Артемидора в своих "Записях и выписках", уже указывал на чисто материальный аспект учения о воскрешении отцов: отцы придут и потребуют назад свое имущество, включая жилище. Это грозит переделом собственности и страшным кровопролитием. Если дети, допустим, заинтересованы в воскрешении отцов, то отцы, потребовав свое назад, ни в коей мере не захотят процветания детей, поскольку это будет процветание за их счет и в будущем детей отцам места не будет. Воскресшие отцы будут повсеместно убивать детей и драться друг с другом за место под солнцем. Картинка! Неслучайно Циолковский, понимая эту недоработку Федорова, ратовал за превращение человека в бесплотное лучистое существо, автотрофное по своей природе. В таком случае, конечно, проблема была бы частично снята. Но кто сказал, что лучистое существо есть тот же человек, и чем лучистый отец отличается от лучистого сына? Таков момент материальный, но он не самый главный здесь, хотя и самый очевидный.
2. Второй момент касается самой природы человека. Если мы считаем, что человек есть тело, то методы биологии позволят клонировать любого человеческого предка по останкам ДНК. Но это не будет тот же самый человек, который жил прежде, потому что: а) в нем не будет сознания прежнего человека, а куда ушло это сознание - никто не знает; б) в нем не может быть социального опыта прежнего человека, поскольку таковой опыт невоспроизводим в следующих поколениях. Добавлю от себя еще и собственное рискованное в): каждый человек является носителем структур времени, которые в нем воплощены. Если каким-то чудом возродить того самого человека, то работающие в нем структуры времени (допустим, времени его рождения) не позволят ему встроиться в программу современного человечества, имеющего совершенно иные структуры. Воскресший предок будет тянуть общечеловеческое развитие назад, к тому времени, которое он собою и представляет. Кажется, люди еще не могут понять этого аспекта, но со временем он будет в центре их интересов.
3. Наконец, мы переходим к самой сложной проблеме федоровского учения - духовной. Христос является для Федорова не Воплощенным Богом, не Воскресшим Сыном Божьим, не идеалом жизни, но ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ того, как должно быть организовано воскресение для всего человечества. И тут не надо обманываться: федоровская мысль есть первая по сути ПОСТХРИСТИАНСКАЯ мысль, прагматизирующая антропологию Христа. Для Федорова Христом может быть каждый человек, воскрешенный своим потомком, и каждый человек, воскрешающий своего предка, тоже равен Христу. Овладение природой равно у Федорова владению жизнью и смертью, Человек есть самый совершенный Бог, а Рай будет построен на Земле. Низведение Неба на Землю у большевиков и ницшеанцев - не более чем социальная утопия. А у Федорова это технический проект. Поэтому очевидно, что мысль Федорова совершенно отрицает Бога и его Промысел, желая отнять у высшего сверхкосмического начала его главную тайну. 
Из сказанного должно быть понятно, что учение Федорова скрывает в себе источники такой космической катастрофы и вместе с тем такого богоборчества, что идеи Маркса и открытия Кюри покажутся детскими шалостями в сравнении с этой точной наукой войны с вещной природой. Повторяю - речь идет только о телесном, только о власти над матрицами, об их воссоздании и архивации в материальном мире. Федоров совершенно не учел душевно-духовную составляющую человека, он прошел мимо человеческих эмоций, и самое главное - он не понял, что человек всегда ограничен в своем познании мира, и потому ему никогда не суждено полностью этим миром овладеть. Ницшеанская гордыня падает на колени перед гордыней федоровской.
Но это учение, крайне недуховное в своей основе, является главным направлением будущей человеческой мысли, которая пойдет именно в эту сторону - в сторону клонов, трансплантаций, киборгов, криотехнологий и прочего земного. Однако это только начало. Думаю, что, преодолев ошибки своего начального этапа, антропологический космизм будущего постепенно придет и к осознанию других сторон, составляющих человека. А начинают всегда с того, что проще. То есть, с тела.
Но если с тела - тогда придется сперва сообразить, как доставать материал из праха сожженных (а пепел в урнах не всегда принадлежит тому самому человеку), взорвавшихся в самолетах, съеденных животными или рыбами. С материальной точки зрения, далеко не всех можно воскресить по их останкам. Но и это не главное.
Федоров не смог ответить на простой, казалось бы, вопрос: куда уходит умерший человек? Если бы мы это знали, то человека проще было бы оттуда достать. Не знаем и мы, куда ушел сам Федоров и где он сейчас. Поэтому воскрешаем его по старинке, прадедовским способом - через чтение трудов и их осмысление.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments