banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Дух, духовный, духовность


С удовольствием слушаю курс лекций С.С.Хоружего "Культурная и духовная традиция в России" (можете тоже послушать на http://synergia-isa.ru/?p=917). Изумительно разобраны основные категории курса: "традиция", "духовная традиция", "духовная практика". Описанию каждой категории уделен примерно час лекции. Восторг! Но совершенно упущено само слово "духовный". Философ даже не пытается формулировать, что это такое и из чего состоит. Духовное - пожалуй, единственная аксиома антропологических построений Хоружего. И это ставит под сомнение доказательность всего курса.
Почему? Потому что духовность прокламируется универсальной категорией всех религий, всего религиозного опыта вообще. Но при этом никак не объясняется происхождение духовности, ее свойства и механизм ее функционирования. Почитаем словари:

Словарь синонимов

Духовный - , богословский, религиозный, церковный, отвлеченный, абстрактный, умозрительный, умственный, мысленный, академический, теоретический, метафизический, трансцендентный, беспредметный, невещественный, бесплотный, бестелесный, платонический, душевный, психический, психологический, воз-вышенный, горний, вышний, неземной, небесный, идеальный, моральный. Прот. Материальный, Практический, Светский.

Вопросы к тексту:

Возможна ли внецерковная духовность, внеконфессиональная и даже внерелигиозная духовность? Возможно ли  небесное как беспредметное и невещественное, если небо материально и наполнено предметами? Синонимичны ли духовность и душевность? А духовность и академичность?
Ответы очевидны: да, нет, нет, нет.
Возможна ли внеморальная духовность? Не знаю, очень сложный вопрос. Но во всяком случае между моральностью и духовностью не будет знака равенства.
Возможна ли безнравственная духовность? Нет, точно нет. Язык подсказывает нам, что бездуховный человек - именно человек безнравственный. Следовательно, духовность есть порядочность по отношению к другим людям, что и является нравственностью.

 

Общая психология. Словарь.

Духовность1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была поставлена впервые в описательной или "понимающей" психологии конца XIX — начала ХХ в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Представление о Д. тесно связано у Шпрангера с понятием индивидуальных ценностей. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность, интенциональность). В послевоенной психологии проблема Д. рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной и экзистенциальной ветвей. Общим для многих подходов исследования Д. является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Д. является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне Д. на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Таким образом Д. выступает предпосылкой личностной свободы и автономии. 2) вне теологической трактовки Д. в обыденном сознании понимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное начало в психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. В этом случае обычно противопоставляют Д. (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) и бездуховность (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.).

Вопросы к тексту: что такое высшие человеческие ценности, являются ли они общими у всех народов? Синонимичны ли духовность и система ценностей? Целенаправленность индивида, его индивидуальные ценности это и есть его духовность? В таком случае, бывает ли духовность индивидуальной, групповой, этнической или еще какой-то отдельной от всего человечества? Будет ли духовностью выход человека за пределы самого себя, к надындивидуальным ценностям? Синонимичны ли личная свобода и духовность?
Ответы: нет, нет, нет, нет, да, нет. Следовательно, духовность есть альтруистическое поведение, готовность человека выйти за пределы свох узко личных и корыстных интересов ради общего блага или ради блага отдельных людей, нуждающихся в помощи.


Википедия

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральныхценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В
марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. Даже реклама несёт определённый заряд духовности, поскольку пропагандирует определённый стиль жизни.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Вопросы к тексту: Является ли духовность традицией? Является ли духовностью преобладание интеллектуальных интересов над материальными? Может ли духовность воспитываться? Тождественны ли духовность и стиль жизни? Синонимичны ли духовность и идеология? А духовность и искусство?
Ответы: нет, нет, да, нет, нет (идеология есть суррогат духовности), нет. Нравственность и альтруизм могут воспитываться в семье (но только личным примером родителей).

Достаточно ли того, что мы получили в процессе анализа прошлых определений духовности? Нет. Почему? Потому что мы забыли об истинном происхождении категории "дух", "духовное". Дух придумали евреи, у которых есть два вида души: нефеш (напишту, нафс у других семитских народов) (растительно-животная душа, или смертная душа) и руах (роах) (роах элохим - дух божий, затем просто роах - бессмертная разумная душа). Роах не умирает и возвращается к Богу, поскольку связан с духом Божьим. Разумная душа состоит из говорящей силы и мыслящей силы. Мыслящая сила управляет рассудком и интуицией, она отвечает за обобщение и осмысление никогда не виденного и не испытанного. Очень важно для понимания духовного сказанное по другому поводу Львом Ландау: "Мы изучаем то, что не в состоянии вообразить". Следовательно, духовное есть находящееся за рамками нашего непосредственного восприятия, но оттого не менее реальное. Электричество есть, но мы его не видим. Элементарные частицы существуют, но они могут быть только вычислены, а не восприняты чувством.
Вот теперь мы можем подойти к формулированию духовного в трех аспектах:
1. В этическом аспекте духовное есть выход из своего эгоизма навстречу коллективному сознанию и общечеловеческим ценностям.
2. В гносеологическом аспекте духовное это способность интеллекта познавать непредставимое целое, существующее в разнообразных масштабах и имеющее свои строгие законы. Вследствие же этого познания интеллект изобретает новую вещь или идею, которая расширяет его видение мира и изменяет общественные отношения.
3. В эстетическом аспекте духовное это совершенная форма, заключающая в себе совершенное содержание, единство формы и содержания в красоте. Но красота здесь не телесная, и не энергийная, и не смысловая, а телесно-энергийно-смысловая. И такого рода красота имеет самое важное свойство - она выходит за пределы самой себя и отличается самовозрастанием в мире. Это становящаяся и увеличивающаяся в становлении красота.

В наиболее общем смысле все три аспекта говорят об одном: Дух есть то, что, познавая общий закон и руководствуясь им, выводит личность за пределы познанного к новому типу поведения, познания, художественного творчества. Именно в этом смысле Дух является источником человеческой свободы.

Определение такого рода хорошо уже тем, что годится даже для культуры, не признающей идею Бога или не выделяющей Иное как область инобытия. Но возникает вопрос: как определяется Дух и духовное для народов за пределами авраамического религиозно-культурного круга? Что есть духовное для индийцев, китайцев, японцев, африканских народов? И второй вопрос: если духовное осталось нераспознанным и неформулируемым, есть ли оно в
культуре вообще?
Tags: Дискуссии
Subscribe

  • Гильгамеш и колодцы

    Как Гильгамеш связан с копанием колодцев? Есть такой странный текст: "Если ты станешь рыть колодец, то помяни имя Гильгамеша!" Ну хорошо,…

  • "Глокая"

    В знаменитом высказывании Щербы понятно почти каждое слово. "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка" Куздра и бокр - два…

  • К генеалогии Служкина

    Пушкин: Ленский (антипод - Онегин, дуэль) Гоголь: Манилов Тургенев: старик Кирсанов (антипод - Базаров, дуэль) Гончаров: Обломов (антипод - Штольц)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments