banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Типы учителей в истории

Хочу восстановить в памяти тезисы одной моей статьи, к сожалению, утраченной, потому что погиб старый ноутбук. Я написал ее в 1993 году, когда работал в школе, и должен был выступать с ней на какой-то учительской конференции. Выступил, но никто меня не понял, не задали ни одного вопроса. Теперь ее идеи вдруг стали вспоминаться.
В истории человечества было несколько типов учителей. Древний Восток - учитель-пастырь. Предметы неподвижны и привлекают только своими внешними свойствами, как трава привлекает скот своей зеленью и сочностью. Пастух гонит скот на разнотравье, трава никуда не убегает, скот спокойно стоит и жует. Внутренние свойства постигаются через поглощение предметов, имеющих внешнюю привлекательность. Если какая-то корова из стада думает самостоятельно перебраться к другим кормам - немедленно получает удар плетью от пастуха. Именно так и были устроены школы в Шумере и Египте. Предметы - слова, числа - неподвижны, они зафиксированы в списках. Списки нужно заучить, уметь воспроизводить на письме, сочетание слов и чисел применяется на практике. Отступление от традиционной школьной зубрежки в область самостоятельного мышления карается.
Античность - учитель-тренер. Студент платоновской Академии или Ликея тренируется и в геометрии, и в гимнастике, и в философии. У него мышцы развиваются вместе с умом. Он соревнуется с однокашниками в спорте свободной мысли. Побеждает тот, кто более логичен и оригинален. Предусмотрены позиции в иерархии, для победителей заготовлены лавровые венки. Подвижен не предмет, а ум ученика, повторяющего интеллектуальные движения учителя. Слова значат мало, гораздо больше весят грамотные логические операции.

Средневековье - учитель-рыбак. Он ловец душ. Ученики сидят молча, с закрытыми ртами, им нельзя спорить и перебивать. Они молитвенно внимают, почитают, благоговеют. Предмет принципиально непознаваем, ум направлен на восприятие отражений истинного мира и настроен на самоуничижение. Молчать лучше, чем говорить, отказывать себе лучше, чем признавать в себе нечто значительное.

Арабы, Возрождение и далее до новой Европы - учитель-педагог. Нравственное воспитание первично, интеллектуальное вкупе с социальной вовлеченностью должно формировать гражданина. Сочетание воспитательной и образовательной деятельности. Чувство перспективы в воспитании личности: он должен быть лучше, чем мы. Ум подвижен и впервые подвижны предметы. Появление индивидуальной программы обучения, школьного расписания и системы оценок. 

Новейшее время - учитель-инструктор. Как в авиации. Сперва учит на тренажере. Потом сажает с собой в кабину и все показывает. Потом руководит полетом. Потом отпускает летать одного. В наше время учитель нужен как проводник по миру информации и как распознаватель индивидуальных способностей ученика (профориентатор). Чрезвычайно велика роль учителя на ранних стадиях формирования студента. Он должен захватить человека не собой, а своим предметом, показать все сущностные стороны и все перспективы, дать наводку на всю необходимую информацию. Дальше - заглянуть в потенциал ученика, подвести его самого к выбору тем, соответствующих его восприятию и развитию. А потом - отойти в сторону, не мешать, консультировать по мере необходимости, следить, но не демонстрировать свое участие в его личностном поиске. Как-то так...

  
 

Tags: Тезисы
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments