banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

120 лет Витгенштейну


Один из моих собеседников. Жизнь проходит в споре с ним. С чем-то категорически не согласен, что-то вызывает во мне не просто согласие, но восторг.

"Мир есть все то, что имеет место".
 
Нет. Мир и есть место, поскольку ничего другого нет, кроме мира. Но концепт мира всегда есть только наше нынешнее представление о мире. Поэтому мы не имеем никакого объективного представления и о месте. На самом же деле никакого места нет, а есть только временное положение вещей в пространстве.

"Совокупность всех истинных мыслей есть образ мира".

Нет. На самом деле, образ мира - совокупность всех мыслей, признаваемых истинными в данной системе ценностей.

"В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения".
 
Нет. Вот самая первая царская надпись из Киша: "Энмебарагеси, лугаль Киша". Это простое предложение описывает очень сложный факт. Некто по имени Энмебарагеси был избран на должность лугаля в городе Кише и получил особый титул, означающий "царь союза городов". А вот сложное предложение: "Я открою тебе, Гильгамеш, сокровенное слово, и тайну богов тебе я поведаю". И оно выражает простой факт, усиленный за счет повтора - некто хочет рассказать Гильгамешу какую-то тайну, известную только богам. Объем информации простого предложения намного превышает объем второго, сложного предложения.

"Весь язык - это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов".

Нет. Во-первых, язык, существующий сегодня, не может описать всего, что есть в мире, потому что в мире постоянно появляются новые вещи и идеи. Под их воздействием он меняется. Во-вторых, язык может описывать только то, что входит в сознание человека в виде неясных образов и смутных мыслей, а человек никогда не представляет себе всех фактов, так же, как не может представить себе всех явлений. Значит, язык не описывает объективные факты, а выражает и кристаллизует субъективное мироощущение - как отдельного человека внутри общества, так и самого общества.

"О чем невозможно говорить - о том следует молчать".

Нет. О чем невозможно говорить - тому нужно дать свой особый язык. Все культуры именно так и поступали.

А вот эти тезисы всегда приводили меня в восторг.

"Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней мыслится. То, что мыслимо, также возможно".

Первая часть - да. Вторая - нет. Мы можем помыслить себе полет в прошлое или будущее на машине времени, но по условиям термодинамики это невозможно.

"Границы моего языка означают границы моего мира".

Тысячу раз ДА!

"В основе всего современного мировоззрения лежит иллюзия, что так называемые законы природы являются объяснениями природных явлений. Таким образом, люди останавливаются перед естественными законами как перед чем-то неприкосновенным, как древние останавливались перед богом и судьбой.
И они одновременно правы и не правы. Но древние были яснее, поскольку они признавали один ясный предел, в то время как новые системы представляют дело так, как будто все объяснено".

О, да!


"Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого (So - Sein). Ибо все происходящее и Такое - случайно.
То, что делает это не случайным, не может находиться в мире, ибо в противном случае оно снова было бы случайным.
Оно должно находиться вне мира".

Конечно!

"Временное бессмертие человеческой души, означающее, следовательно, ее вечную жизнь даже после смерти, не только ничем не гарантировано, но прежде всего это предположение не выполняет даже того, чего с его помощью всегда хотели достичь. Решается ли какая-либо загадка тем, что я вечно продолжаю жить? Не является ли поэтому эта вечная жизнь настолько же загадочной, как и настоящая? Решение загадки жизни в пространстве и времени лежит вне пространства и времени".

По одному этому утверждению можно собрать научную конференцию. Запредельно глубоко!

"Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть. Созерцание мира sub specie aeterni   есть его созерцание как ограниченного целого. Чувствование мира как ограниченного целого есть мистическое".

Да, именно как ОГРАНИЧЕННОГО Целого, потому что созерцающий и есть ГРАНИЦА.

"Мои предложения поясняются тем фактом, что тот, кто меня понял, .в конце  концов уясняет их бессмысленность, если он поднялся с их помощью - на них - выше их (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберется по ней наверх).
Он должен преодолеть эти предложения, лишь тогда он правильно увидит мир".

А это уже совершенная философская космонавтика! Он представляет свою мысль ступенью ракеты. Ступень отваливается, ракета выходит на орбиту. Могу сказать, что вся философия есть именно ЭТО. Когда говорят, что философия не наука, отвечаю: КОНЕЧНО ЖЕ, не наука! Но наука как метод и теория невозможна без преодоления философии, а для этого философия должна БЫТЬ!

Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments