?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Айзик Абрамович Вайман
banshur69
Отшумела конференция на Восточном факультете. В работе секции Древнего Востока приняли участие почти все ведущие специалисты по ассириологии, живущие в Петербурге. Египтологов было значительно меньше (только два человека), но у инх еще все впереди, потому что летом состоятся Перепелкинские чтения. Но есть в нашем городе один-единственный человек, который никогда не перешагнет порог университета. И не появится в Институте востоковедения. Он давно уже живет вне научного сообщества. Живет, работает в своем эрмитажном закутке и никого знать не хочет. Он один из немногих гениев, живущих в нашем городе. Да и на Земле можно найти немного аналогов. О нем не любят говорить, в списке известных ассириологов России не найдешь его фамилии. Но не существует ни одной западной работы по истории древней письменности, по истории Шумера, по истории науки на Древнем Востоке, которая обошлась бы без ссылок на короткие статьи этого человека. У него уникальная профессия - дешифровщик рисуночных текстов. Он делает то, чего не мог даже Дьяконов.



Айзик Абрамович Вайман родился 12 июля 1922 года в Шепетовке. Во время войны эвакуировался в Армению, где учился на физико-математическом факультете местного университета. Вполне возможно, что оттуда же пошел и его интерес к древностям Урарту. В 1949 году Вайман окончил исторический факультет ЛГУ по кафедре археологии. Познакомился с Дьяконовым, стал учить у него клинопись и шумерский язык. Поступил на работу в Эрмитаж, где ему дали хранить урартскую коллекцию. Думали, что молодой сотрудник будет работать над документами из Кармир-блура. Но вдруг вместо этого он увлекся совершенно невозможным делом - дешифровкой протошумерских табличек с числовыми операциями. А теперь попрошу вас представить себе то, что я сказал. Если для словесно-слоговых текстов существуют словари и грамматики, из которых можно понять значение слов и уяснить себе хотя бы примерно назначение формантов, то для рисуночного письма есть только списки знаков без всякого пояснения. Опереться совершенно не на что. Все рисуночные тексты имеют два вида знаков: понятийные и числовые. Вайман начал изучать и числовые знаки, и арифметические операции с ними. Увлекшись шумерской математикой, он стал подряд читать все сохранившиеся за три тысячелетия школьные задачи. Результат был поразительным. Им были установлены все виды математического действия (включая дроби и коэффициенты), определены по описаниям геометрические фигуры, исследованы геометрические постоянные и основные типы задач. В 1961 году вышла его книга "Шумеро-вавилонская математика", за которую он получил степень кандидата исторических наук без защиты, хотя и через четыре года после ее выхода.
Но это было только началом его феноменальной деятельности. В работах 1970-х годов Вайман реконструировал систему архаических обозначений времени. В основе ее находится клинописный знак UD "солнце, день, белый". Если этому знаку предшествуют один или несколько горизонтальных штрихов, то это маркер года, если в него вписаны числовые знаки - месяца, а если числовые знаки, находящиеся под ним и повернутые вправо на 90 градусов, - так обозначался день. Он определил, что протошумерский месяц состоял из 30 лунно-солнечных дней, а год - из 12 месяцев. В эти же годы Вайман переходит к чтению понятийных знаков: дешифровывает протоклинописные знаки для обозначения раба и рабыни, устанавливает, что рисуночные тексты должны были читаться именно по-шумерски, открывает формальные особенности протошумерских текстов, подтверждает связь протошумерского письма с протоэламским. В начале 70-х об открытиях Ваймана много пишут газеты и журналы, и он на короткое время становится объектом фотокоров (от этого времени сохранилась приведенная здесь фотография). Работы Ваймана переводятся на немецкий язык и становятся известны мировой науке.
А потом наступают 80-е, 90-е... Вайман делает фантастически интересные открытия: дешифрует надписи на протошумерских печатях из Джемдет-Насра и открывает первые свидетельства астральных культов в раннем Шумере, прочитывает ряд трудных урартских текстов, устанавливает наличие в клинописных текстах слов из индоевропейского языка. Но никакого общественного интереса к науке уже нет, работы докладываются на заседаниях Эрмитажа и кладутся в стол, коллеги недоуменно фыркают и называют сумасшедшим...
И он замыкается, отказывает в консультациях, не дает даже посмотреть книги, лежащие у него на столе. Он, равный Кнорозову (и, кстати, его одногодок), погружается в совершенное забвение. На Западе многие думают, что Вайман давно умер. Но он жив, он продолжает работать, два года назад ему исполнилось 85 лет, и об этом вспомнили только несколько человек...
Сегодня Айзик Абрамович Вайман пишет книгу о знаках протоэламского письма, ключа к которому до сих пор нет. А он говорит, что есть, но никому не показывает своего результата. Ваймана проверяет само время. Сперва подтвердились его числовые прочтения, потом - временная система. И вот недавно независимо друг от друга несколько западных специалистов обнаружили в клинописных текстах протоиндоевропейские слова. А мы - ничтожные люди, сверяющие свое чтение с учебниками и грамматиками - как мы можем проверить и даже понять то, что он делает? Дешифровка - соединение искусного расчета и интуиции, обнаружение системы в построении знаков - остается делом одиночек. Этому искусству научить нельзя. Можно, конечно, объяснить, как дешифровано старое, но впервые прочесть новое - кишка тонка. Это в России умели только двое - Кнорозов и Вайман.   

  • 1
это необыкновенно...печально.

умеете Вы хорошо о людях писать!

сейчас, кстати, урартская коллекция снова в руках археолога, точнее, археологини.

Все очень трогательно и интересно, но имею вопрос: кто-нибудь еще что-то прочитал по-ваймановски?

Энглунд, Грин, Марцан.

>обнаружили в клинописных текстах протоиндоевропейские слова.

Володя, какого времени тексты? Вообще, можешь про это написать чуть поподробнее?

Это исследования Gordon'a Whittaker'a, подхваченные еще несколькими учеными.

Whittaker находит протоиндоевропейские слова в шумерском. Причем делает доклады на хорошем лингвистическом уровне. Я слушал его в Гарварде в 98-м году. Все были внимательны, и даже скептик Лэмберт не нашел что возразить, хотя вопросов было много. Вайман находил индоевропеизмы и в протошумерских, и в урартских текстах. Над ним, конечно, смеялись. О Виттакере он, кстати, не знает.

Вот одна из его статей "The Case for Euphratic":

www.science.org.ge/2-3/Gordon%20.Whitteker.pdf

Это только у меня ссылка не открывается?

У меня открывается, только что проверил.

В том-то и дело, если "на хорошем лингвистическом уровне" (хотя звучит все равно, как дикость, но непременно погляжу).

У А.А. индоевропейские рассуждения, увы, далеко не на уровне. Судя по тому, что я слышал на паре эрмитажных докладов, по крайней мере (а об ином судить не берусь).

Вы абсолютно правы и Ваше мнение специалиста очень ценно. Но хочу заметить, что, обнаруживая нечто новое, человек не может сразу довести свое наблюдение до совершенного научного анализа. Он наблюдает точечно, и результат его работы всегда предварителен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вайман, что-то заметивший как историк письменности, не стал анализировать это замеченное на уровне подготовленного лингвиста. Таковой анализ уже в Вашей компетенции. Аналогично с Виттакером, которого в последнее время весьма привечает Гамкрелидзе.

Спасибо Вам огромное, Владимир!
Как хорошо, что Вы рссказали о таком Человеке!
Дай Бог ему здоровья!

Спасибо!Чувствую, что в Вашем журнале исподволь собирается книга. "Могикане" ли, "Подвижники"... Но это было бы верно прочитать об этих людях под одной обложкой. Володя, дай Вам Бог сделать это!

Дай Бог Айзику Абрамовичу всего, чего он сам бы себе ....
Спасибо огромное Вам. Именно за форму постов.
С книгой многое "не": не увидишь - узнаешь про - при желании нет времени прочитать. Пост прочитаешь - запомнишь.
Прозвучит кощунственно, но при чудовищности "экологии" (человеческого сообщества всех времен и народов) довольно часто "башня из слоновой кости" позволяет сохранить здоровье физическо(е) - эмоционально-психическо(е) - творческое (выставлять приоритеты и делить на составляющие глупо)+ сохранить научные идеи (в "оригинале" - sorry за более чем неточную формулировку).
В истории немало таких примеров - Вайман в очень достойной компании.
Ни в коей мере не умаляет вины окружающей среды - то есть нас.
Простите за пафос и поверхностность.

Согласен. Посто существует отдельно и наглядно, поэтому есть возможность сразу прочесть его. А в книге (которую современный человек, как правило, читает не подряд) он рискует пропасть для читателя. Пусть эти заметки существуют именно в форме постов.

Спасибо, очень интересно!

Ой, как интересно! Про Кнорозова знала, Вайман для меня - открытие.

А.А.Вайман

Сейчас некая группа французов (историков науки) вроде бы хочет перевести книгу А.А.Ваймана о шумеро-вавилонской математике. Как можно связаться с автором? Можете ли Вы в этом помочь?


Re: А.А.Вайман

Дело серьезное, и обращаться нужно официально, в Отдел Востока Гос. Эрмитажа, где работает АА.

Re: А.А.Вайман

Спасибо. Так французикам и напишу.

Я так понял, что Айзик Абрамович умер ещё 4 года назад и книгу свою так и недописал. Печально.

  • 1