banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Восприятие времени на древнем Востоке: темпоральные аспекты генезиса религиозных традиций

http://gmir.ru/special/seminar/seminar_anons/84/3111.html?fbclid=IwAR2KBRnLY8_OGVQTctLOZUPvGOcop9kDT7Rn1_NZZy8vRDzZ3AG3Z2wpyyg

V Конгресс российских исследователей религии 18 - 20 ноября 2021 г. ГМИР.
18 ноября 2021
15.00 – 17.00 (Читальный зал Научной библиотеки ГМИР) Секция 3 – гибридный формат
Восприятие времени на древнем Востоке: темпоральные аспекты генезиса религиозных традиций
(в рамках проекта РНФ № 19–18–00085 «Календарные праздники древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов древнего мира»)
Модераторы В. В. Емельянов, И. Ю. Котин
17.00 – 17.45 (Читальный зал Научной библиотеки. 3 этаж)
Презентация коллективной монографии
Temporal Concepts and Perception of Time in the Ancient Orient. Proceedings of the Workshop “Calendar Festivals of the Ancient Orient” (St. Petersburg, November 20-21, 2020) / Ed. V. V. Emelianov. St. Petersburg: St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, 2021. Участвуют ответственный редактор В. В. Емельянов и авторы монографии.
Тезисы докладов
Емельянов Владимир Владимирович (СПбГУ)
Проблема ḫitpu в изучении календарей древнего Востока
В докладе пойдет речь о клинописных текстах I тыс. до н.э., в которых фигурирует жертвоприношение овец-ḫitpu и коз-ḫitpu в период смены лунных фаз. Будут рассмотрены варианты этимологии слова ḫitpu в аккадском языке, связь ḫitpu с шумерским праздником eš3-eš3, гипотеза о жертвоприношении Авраама как обряде-ḫitpu, гипотеза о родстве ḫitpu с египетским обрядом жертвоприношения-ḥtp(w).
Шелестин Владимир Юрьевич (ИВ РАН, СПбГУ)
Многообразие циклов хеттского календаря
В докладе рассматриваются циклы, лежавшие в основе хеттского календаря. Одной из его характерных особенностей были многолетние циклы длительностью от 3 до 12 лет. Хотя они лучше известны по культовым текстам, ряд хозяйственных текстов позволяет увидеть в них рациональное зерно, связанное с особенностями сельскохозяйственной деятельности в Малой Азии. Наряду с обоснованными таким образом циклами, можно выделить иноземные, использовавшиеся только в провинциях, лежащих за пределами собственно страны хеттов, такие как 7-летний цикл, распространённый в Сирии и Киццувадне. Религиозная толерантность правителей «Страны тысячи богов» распространялась и на сосуществование нескольких культовых календарей в разных частях их страны.
Миронова Александра Вадимовна (ГАУГН, СПбГУ).
Категории времени и пространства в сказках и повестях Древнего Египта
В докладе рассматривается проблема отображения хронотопа в сказках Древнего Египта. На примере анализа «Повести о Синухете» и сказки «Змеиный остров» прослеживается проблема восприятия простыми людьми взаимосвязи земной жизни и загробной в контексте описания пространства и времени. Поднимается вопрос о возможной связи сюжетов сказок с программой праздников, участники которых проходили этапы символической смерти и возрождения. Также говорится о соотношении категории «судьба» с темой запрета и последствий его нарушения запрета, отмеченных в сказках «Обреченный царевич» и «Два брата». Кроме того, анализируется соотношение сюжетов сказок и гробничных надписей с существовавшим в Египте запрета на убийство того или иного животного, считавшегося воплощением божества.
Вогман Михаил Викторович (ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ)
Виноградарство и виноделие в древнееврейских календарно-праздничных системах
Выращивание, изготовление и употребление винной лозы и её продуктов -- значимый элемент как реально-хозяйственных и ритуальных практик, так и символических моделей их сакральной репрезентации для многих культур ДБВ и Средиземноморья в Бронзовом и Железном веке. Именно с урожаем винограда были, по-видимому, семантически связаны осенние праздники в Ханаане и смежных регионах, и также, предположительно, в архаических израильских царствах. Постепенное торжество пророчески-монотеистических тенденций в древнееврейской религии привело к вытеснению многих "винных" элементов как связанных с оргиастичностью, однако их критика в пророческих текстах косвенно свидетельствует и об их наличии. Напротив, в эллинистический период можно видеть частичное возвращение вытесненных "винных" мотивов в составе старых праздников (Суккот), новых праздников (Пурим, Вторая Пятидесятница) или новой критики (связь Изгнания Адама с виноградом). В докладе предпринимается попытка воссоединить эти феномены в контексте сельскохозяйственных реалий с одной стороны, и календарных мифологем с другой.
Крюкова Виктория Юрьевна (МАЭ РАН, СПбГУ)
Зороастрийский календарь в Иране: религиозная составляющая и особенности использования
Зороастрийский лунно-солярный календарь известен по календарным текстам Авесты и среднеперсидских зороастрийских сочинений. Его особенностью является привязка каждого периода суток, а также дней и месяцев к именам покровительствующих им зороастрийских божеств. Этот календарь, изначально будучи несовершенным и требовавшим интеркаляций, пережил эпоху господства зороастризма в Иране и в наше время является в этой стране официальным светским календарем.
Котин Игорь Юрьевич (МАЭ РАН, СПбГУ)
Сикхский календарь Нанакшахи
В докладе рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469-1539) создал общину своих учеников (сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи (Байсакхи), Дивали) календарные даты событий сикхской истории, прежде всего – даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще в большей степени усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Инициатором его введения был индо-канадский сикх Пал Сингх Пуревал. Пуревал предложил взять за основу сикхского календаря солнечный тропический год вместо лунно-солнечного сидерического. Предложенный календарь точнее традиционного индийского, и близок григорианскому, что привело к обвинениям создателя календаря в принятии в качестве сикхского – календаря христиан. Пуревал утверждал, что новый сикхский календарь точнее старого североиндийского, и его введение внесет символическую границу между сикхами и индусами. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно, в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру – гурпурб. При этом, даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).
Tags: Актуальное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments