banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Пушкин и парадоксы

Самое странное стихотворение Пушкина - черновой фрагмент, который мы сто раз слыхали в передаче "Очевидное-невероятное". Но когда смотришь саму рукопись и варианты - невероятное перестает быть очевидным. Вот смотрите.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Гений [парадоксов] друг
И Опыт [сын] ошибок трудных
[И Случай, бог изобретатель]
Это конструкт. На самом деле, такого стихотворения нет. А есть вот что:
О сколько ждут открытий чудных
Ум и Труд
*
О сколько ждем открытий чудных
*
О сколько нам открытий чудных
Еще готовят Ум и Труд
*
Готовят деятельный Ум
дум
*
Готовят Опыты веков
И смелый дух
*
Готовят дух
И Гений просвещенья друг
И опыт сын ошибок трудных
И Случай, вождь
*
И Случай ‎отец
Изобретательный слепец
*
И Случай бог изобретатель
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт [сын]
Это всё. Перемаранная рукопись не содержит цельного текста. Она не датирована. Ее датируют концом 1829 года и связывают со знакомством в это время Пушкина и П.Л.Шиллинга - изобретателя телеграфа и тибетолога. Шиллинг познакомил Пушкина с Иакинфом Бичуриным. В результате было принято решение о совместной поездке в Китай. Но на эту просьбу Пушкина царь наложил вето.
Однако к концу 1829-началу 1830 гг. происходят еще два важных события, связывающие Пушкина с наукой. Это выход "Илиады" в переводе Гнедича и знакомство Пушкина с египтологом И.А.Гульяновым. О вернувшемся в Россию Гульянове ему в 1829 г. сообщает Чаадаев, причем он пишет, что немцы надели на Гульянова египетский венец, поскольку он-де выиграл у Шампольона. Пушкин заинтересован в египетской теме. С Гульяновым он познакомится в 1830 г. Таким образом, тут целых три научных события. И вот теперь смотрим на сами стихи.
Ум и Труд с прописной - откуда они? Весьма вероятно, что эти фигуры связаны с масонскими символами. Треугольник с глазом внутри - символ огня и просвещения, циркуль и угольник - символы труда, созидания. Неслучайно Ум и Труд заменяются впоследствии "духом просвещенья". Это от масонства.
Опыт - сын ошибок трудных. Слово "сын" в рукописи есть. Но есть и вариант "Опыты веков". То есть, под трудными ошибками Пушкин имеет в виду не индивидуальные ошибки частного человека, а ошибки, составившие опыт всего человечества за протекшие века.
А вот с Гением намного затейливее. В рукописи слово "парадоксов" зачеркнуто как неподходящее. Парадокс - вообще непушкинское слово. В Словаре языка Пушкина, том 3, 291, оно встречается вне конъектуры только один раз - в заметке о Карамзине: "...Кстати, замечательная черта. Однажды начал он при мне излагать свои любимые парадоксы. Оспоривая его, я сказал: «Итак, вы рабство предпочитаете свободе». Карамзин вспыхнул и назвал меня своим клеветником. Я замолчал, уважая самый гнев прекрасной души". То есть, парадоксы Карамзина в данном контексте Пушкин не считает проявлением творческого гения, он не восхищается Карамзиным за то, что тот предпочитает рабство свободе, да еще называет его, Пушкина, клеветником. Парадокс для Пушкина - род чудачества, странный ход мысли, который можно и нужно оспоривать. Пушкин просто не знал, что делать с Гением. Об этом говорят варианты "Гений ... друг", "Гений - просвещенья друг". Парадокс в его научном понимании - явно вне пушкинского языкового и мировоззренческого узуса. Оно подошло по размеру, но было замарано. И совершенно неясно, что там могло бы быть. Пушкин не пришел к решению. Зато реконструкторы текста введением этого слова в текст сразу делают Пушкина провидцем науки 20 века и соавтором телеведущего Капицы. Это, конечно, забавно.
Наконец, случай. У Пушкина Случай изначально "слепец", "изобретательный слепец". Слепой случай стал человеческим образом некоего слепца. Кроме того, слепец еще и "отец", то есть, старец. И тут мы вспоминаем, что есть такой слепец, о котором поэт думал как раз в 1829-1830 гг. Это Гомер, автор только что вышедшей "Илиады". В 1830 г. Пушкин напишет "Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера", а в другом стихотворении - "старца великого тень чую смущенной душой". Отсюда эта двойная ассоциация - слепой случай как слепец и Гомер как "отец, изобретательный слепец". Однако последний известный вариант исключил слепца и сделал Случай то ли "богом-изобретателем", то ли "богом, изобретателем". Богом, разумеется, в античном смысле, кем-то вроде Гермеса.
По количеству прописных букв можно догадаться, что Пушкин задумывал оду просвещению и науке в высоком штиле 18 века. Но идея мелькнула и пропала. Возможно, она пропала из-за того, что поездка в Китай не состоялась. А может быть, и просто потому, что думать о науке в стихах Пушкину было скучно. Не Ломоносов, чай, и не к Шувалову писал.

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%BC_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)?fbclid=IwAR3Xskkw0yAB05eDczC4Zw1NJPF87V9SzT67MiqesVWErb_GBOqkrj0Nkj0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD._%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%9E_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%BC_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85.jpg
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments