banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Шумеро-аккадский Владимир

Прослушал доклад С.М.Толстой об этимологии имени Владимир, прочитанный первым номером на чтениях памяти В.Н.Топорова.
https://www.youtube.com/watch?v=n8vZchTVRq0&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3x8vgrExU8w05f8IBXDkpIsVNPyuoXaQGEelnM_W4jxfOHad4J7aJDNhE

И вот что хочу по этому поводу сказать.
Основная идея доклада была в обосновании идеи Топорова по поводу того, что вторая часть имени (-мир или -мер с ятем) означает не mundus, а pax (мир как состояние без войны, тишина, покой). Соответственно, Vlodi-mir/mer значит "владеющий миром, наступающим в результате договора". Вторая идея, идущая от Трубачева, заключалась в том, что -mer связан с мерой и Митрой. А Митра опять-таки бог мирного договора.
Как шумеролог и ассириолог, я сразу же решил посмотреть, не найдется ли буквальной аналогии в клинописных языках. И вот результат. Если мы будем искать в клинописи Владимир как мир-mundus, то сразу найдем Lugal-Kish = shar kishshati "царь мироздания/вселенной". Однако такого имени собственного нет, поскольку это титул реального царя, и далеко не всякого, а только великого завоевателя. Если же мы рассмотрим второй вариант с мир-pax, то должны понять, как же по-шумерски и по-аккадски назывался мир как состояние без войны. Задача оказалась нелегкая, но решаемая. Прежде всего, в шумерском есть древнее составное существительное inim-du10 "слово хорошее", означающее смягчение гнева богов, умилостивление, расслабление, отдых богов. И от этого слова образуются имена собственные Lugal-inim-du10-ga "царь доброго слова умиротворения)", Lu2-inim-du10-ga "человек доброго слова", Mes3-inim-du10-ga "герой доброго слова". Все три имени встречаются в самом старом шумерском языке начиная с текстов 25 века. И они чрезвычайно распространены, особенно частотно первое имя (83 случая). Далее, мы видим, что аккадским соответствием inim-du10 является saliimu "мир, благополучие, спокойствие, согласие; мирный договор". И в аккадском есть выражение beel saliimi "владыка согласия", означающее "союзник". Сюда может относиться и союзник по мирному договору, и член военного союза, и бог-хранитель, стоящий на стороне человека.
Что же мы получаем в результате такой аналогии? Мы получаем на шумеро-аккадском материале а) невозможность применить эпитет "владыка мира-мундуса" ни к кому, кроме великого завоевателя, б) большую распространенность имен типа "владыка умиротворения" и в) возможность применить этот эпитет не только к людям, но и к богам. Поскольку же имена в древней Месопотамии были теофорными, то скорее всего под владыкой умиротворения нужно там понимать божество, которое хранит человека с момента его рождения и которое полностью не прописано в имени (что бывает сплошь и рядом).
Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments