?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
65 Международный конгресс ассириологов в Париже (впечатления участника)
banshur69
Конгресс открылся в Коллеж де Франс, в зале Маргариты Наваррской, утром 8 июля. Из речи президента Ассоциации ассириологов В. Саллабергера мы узнали, что всего у нас 219 докладов, причем немецкоязычный один (должно было быть 2, но приглашенный докладчик Штефан Мауль не приехал; второй сделала русский шумеролог Надежда Рудик), французских 35, остальные английские. Конгресс продолжался 5 дней, 10 июля он проходил в Эколь дю Лувр на территории Лувра.
Пленарные доклады были дежурными и посвящены общему освещению темы конгресса ("Цари, столицы и города"). Но среди них был и один внезапно интересный. В США хранится печать Старовавилонского времени, на которой докладчики С. Тинни и Х. Питтман весьма убедительно прочитали изображение шумерского мифоритуала о триумфальном возвращении Нинурты в Ниппур. Похоже, что так и есть. Однако конечная гипотеза докладчиков о том, что этот сюжет возник из реального исторического события - путешествия Энметены из Гирсу в Ниппур - весьма спорна.
Доклад Карен Соник назывался "Гильгамеш в отсутствие совета в стВ версии эпоса о Гильгамеше", и сам по себе не был столь уж интересным, если бы не одно обстоятельство. Есть такой нововавилонский фрагмент Гильгамеша, и в нем сказано: "Ты, Белет-или, сперва создала дикого человека (lulla ameela), а теперь создай sharru maaliku ameelu". Как понимать три последних аккадских слова? Все буквально понимают "царя, советника-человека". И что? Здесь явная оппозиция дикарю. Чтобы ее определить, нужно вспомнить, что глагол malaaku "принимать совет" значит еще "думать, сознавать". Как и hasaasu сперва "быть внимательным", а потом "думать, понимать". Из этого следуют два вывода:
1. Разумен тот, кто принимает чужие советы и следует им. Дикарь же безрассуден.
2. maaliku ameelu тогда может означать "разумный человек". Homo sapiens. VI век до н.э. Вавилон. Неплохо, да?
Я изложил эту идею аудитории. После чего известный скептик Джерри Купер сказал: "I'm not sure, but it's interesting idea".
Из докладов старошумерско-саргоновской секции я бы выделил доклад московского ассириолога Екатерины Маркиной, посвященный чтению имени собственного Śar-a-dì-GU-BI-śi-in. Это имя собственное саргоновского времени читали то как шумерское, то как кутийское. Однако исследователь убедительно показала, что его нужно читать по-аккадски, а слово, обозначенное большими буквами, обозначает в западносемитских языках "граница, берег". И тогда все имя следует понимать "царь вплоть до рубежей их", что соответствует эпитету Нарам-Суэна "царь четырех углов света".
Наконец-то на конгрессе появилась секция "Ассириология и антропология". Но первый блин почти комом. В основном, описательные историко-библиографические доклады. Заслужил внимание только один. Лоренцо Вердераме дал первую попытку описания шумерской системы родства. Типологически это т.н. гавайская система, когда дальше первого поколения терминов нет, а братья и сестры называются так же, как кузены и кузины.
Большой интерес представляли доклады коллег из Польши и Чехии. Исследователь из Гданьска Кшиштоф Улановский сделал совершенно удивительный доклад на тему "Был ли в древней Месопотамии бог войны". Оказывается, не было. Во время войны каждый город обращался к собственному главному богу как к защитнику. Ни тебе Марса, ни Ареса. Ответ лежал на поверхности, но только Улановский до конца понял, что "бог-герой" и "бог войны" это не тождественные понятия.
Доклад чешского исследователя Лукаса Печи описывал две модели политической власти - раннединастическую и саргоновскую. Его выводы хорошо прописаны в резюме: "...we can postulate the difference between the Sumerian (or, Early Dynastic; Southern) and Akkadian (or, Sargonic; Northern) models of the royal power. In the first case, the king is portrayed as a manager and, above all, the peaceful aspects of his activity are emphasized. In the latter case, the king is viewed as a warrior. The paper tries to define more exactly both the models and to explain their links to the actual political conditions in Mesopotamia in various periods of the history as well as their role in the Mesopotamian royal ideology". В докладе показано, что аккадская модель управления воспринималась в южной Месопотамии как враждебная. Наследницей ее в долгосрочной перспективе оказалась имперская Ассирия, т.е. север страны. Юг же в лице Вавилона воспринял раннединастическую шумерскую модель управления.
Мой собственный доклад в этом году назывался "Гудеа и засуха". В нем сопоставляются данные шумерских текстов культа Нинурты (XXIII-XXII вв.) и данные палеоклиматологов о засухе этого же времени. Показано, что храм в Лагаше Гудеа строил потому, что после его возведения бог Нингирсу-Нинурта обещал избавить город от засухи. Само имя Гудеа, вероятно, является переводом аккадской продуктивной модели Ibbi/Nabi-DN "Назвал/названный таким-то богом". Полное имя Гудеа звучит как Сипа-Нингирсуке-Гудеа "пастырь, названный (богом) Нингирсу". Призванием Гудеа является именно избавление Лагаша от засухи путем построения храма. Этот сюжет впоследствии был воспроизведен в библейской книге пророка Аггея. Аггей был избран Богом для построения храма, чтобы избавить народ от засухи путем восстановления присутствия Божия в общине иудеев.
В целом конгресс, проходивший до 12 июля, был очень разнонаправленным. На нем были представлены доклады компьютерщиков, археологов, палеографов, лингвистов, антропологов.
Тезисы можно посмотреть вот здесь https://rai2019.digitorient.com/en/resumes/



  • 1
Столпотворение. Смешение и разделение языков. Славяне от Иафета. Упоминание норцев . Хам и Иафет, вот так разделив землю по жребию, наказ положили никому оного не преступать, и жили все каждый в своей части; язык же у них был один.

А где же брат Сим? Здесь речь идёт не о делении земли, а о проживании каждым на своей земле. Семитов ещё не было, была Шумерия, 6 тысяч лет назад. Произошёл конфликт, похоже из-за Каина. Каин был таким же, как Гильгамеш и Энкиду. Дикими они были, травку кушали.

2. maaliku ameelu тогда может означать "разумный человек". Homo sapiens. VI век до н.э. Вавилон. Неплохо, да?

Значит, жрецы переписывали, историю сохраняли.

maaliku... советник.

Вот откуда мелик. Слово происходит от арабского малик (араб. ملك‎) — царь. В государстве Сефевидов титул «мелик» носили представители третьего (из четырёх) по рангу владетельного сословия — владетели мелких округов.

Калька - графы-писари и графства.

Мали́к (араб. ملك‎ — m’alik, ивр. аналог его — мелех מלך) — арабский монархический титул, а также лицо, имеющее этот титул. В отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, не переводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «король» или «царь». Так, королями называют маликов — правителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Марокко, а сами эти страны, называемые по-арабски «маликствами» (араб. مملكة‎ — mamlakah) именуют королевствами. Этим титулом в арабской традиции называют также доисламских и неисламских монархов, употребляя его отчасти аналогично с русским «царь» (для обозначения древних монархов).

Хазарское царство. Столицей вначале был город Самандар, затем город Итиль. Главного советника кагана называли «мелик» или «каганбек».

Корни живут вечно и никуда не исчезают!

А как т.н. боги могли у нас на планете продолжить свой род, если они и человек - разных видов? От лошади и осла рождается бесплодный мул.

Много ли было россиян?


Четверо петербуржцев, трое москвичей и двое бывших москвичей. Так что да, много.

Москвичей больше было - пятеро (Архипов, Коган, Маркина, Шелестин и Ясеновская) без учёта "бывших" (один из которых не совсем и "бывший", и аффилиацию московскую указал).

Верно, еще Ясеновская. Забыл. Тогда получается 5 москвичей, 4 участника (еще Сологубова) и 1 гость из Петербурга.

Edited at 2019-07-20 02:28 pm (UTC)

Доклад Екатерины Маркиной, посвященный чтению имени собственного Śar-a-dì-GU-BI-śi-in. Это имя собственное саргоновского времени читали то как шумерское, то как кутийское. Однако исследователь убедительно показала, что его нужно читать по-аккадски, а слово, обозначенное большими буквами, обозначает в западносемитских языках "граница, берег".

GU-BI одного древнего корня с

Кит. 骨 [gú] кость. Ребро - бок.
Норв. kyst - "побережье, морской берег, приморье"
Нид. kust "морской берег, побережье"
Исп., порт. costa "берег (моря); побережье"
Англ. coast "берег (моря); побережье"
Нем. Küste "морской берег, побережье; взморье"
Фр. côte "ребро; гребень, выступ, валик; жилка, берег, побережье"

Ребро = граница, край.

< Полное имя Гудеа звучит как Сипа-Нингирсуке-Гудеа "пастырь, названный (богом) Нингирсу".

Сипа и shepherd (овчар) - одного корня, как earth, татар. җир и аккад. ершету.

Гудеа https://trueview.livejournal.com/158633.html

Призванием Гудеа является именно избавление Лагаша от засухи путем построения храма. Этот сюжет впоследствии был воспроизведен в библейской книге пророка Аггея. Аггей был избран Богом для построения храма, чтобы избавить народ от засухи путем восстановления присутствия Божия в общине иудеев.

Библия писалась в 7-3 в. до н.э. в Египте, в Александрии и потому там уже проскакивают греческие кальки. Гееография Билии - 7-й век. В ней указаны ишкуза-скифы, которые разрушили Иерусалим вместе с Навуходоносором. Потому:

Гудеа = Аггея < греч. άγιος "святой, священный".

Edited at 2019-09-13 12:24 pm (UTC)

Шумерский язык - явление очень необычное. У Хама и Иафета язык был один. Каина иафетяне увели в Месопотамию, в города какого-то народа. Данная эпоха современными историками названа Неолитическая революция. Шумеры - название довольно условное, как сейчас украинцы. ПВЛ имеет летоисчисление 5508 год до н.э., конфликт между Хамом и Иафетом мог быть поводом для иафетян начать писать свою историю. Исход иудеев, как я высчитал. был в 13 веке до н.э. Семиты начались с плена иудеев в Ассирии. Скифы для иафетян Ассирии были своим народом. Аггей - скорее иафетянское имя. Гудеа тоже может быть иафетянским словом, а может быть и нет.

Иафет — др.-египет. iAbty "восточный";

Сим — др.-египет. smyt "пустыня"; аккад. şumâmêtu "пустыня" (şumâmâitu "жаждущая" < şûmû мн. ч. şummê, şummâmi "жажда", şamû "жаждать" (инф. şummû) "сильно жаждать, хотеть пить");

Хам — kmt ("черный", черная земля (tA)) — самоназвание Египта; др.-греч. *χαμά "земля", χαμαί "на земле, на землю", χαμηλός "низкий, незначительный, ничтожный, низменный, мелкий".

https://trueview.livejournal.com/55829.html

шумеров черноголовыми называли

Это корень слова шумер - şûmû мн. ч. şummê, şummâmi "жажда". Юг - это там, где жажда и жарко.

Англ. summer - лето- - санскр. samā, англ. sumor/summer, авест. ham, арм. amaṙ, нем. sumar/Sommer, др.-норв. sumar, валлийск. haf, ирл. samrad/samhradh, тохарск. ṣme/ṣmāye

  • 1