?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
О календарной датировке сказки про Емелю-дурака
banshur69

Русская сказка про Емелю и щуку впервые появляется в 1787 г. в сборнике Петра Тимофеева "Сказки русские". https://ru.wikisource.org/…/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%…
Ее фабула ранее известна из сказки Страпаролы "О Пьетро-дураке, облагодетельствованном рыбой-тунцом" (XVI в.). https://raskazka.net/petro-durak/
В свою очередь, фабула сказки Страпаролы восходит к древнеиндийскому рассказу о Ману, который был спасен от потопа рыбой. http://world-of-legends.su/indian/indian_mith/id1042
Следовательно, история Емели связана с потопом.
Теперь посмотрим основные мотивы русской сказки.
1. Емеля идет в холодную зиму к проруби с ведрами за водой. И в воде оказывается щука. Она клянется исполнять его желания, если он отпустит ее.
2. После этого Емеля приобретает силу мага, оживляющего вещи.
3. Емеля влюбляет в себя дочь царя.
4. Их сажают в засмоленную бочку и отправляют по морю.
5. Емеля и царевна спасаются в бочке, а затем строят дворец на острове.
6. На остров приезжает царь, и Емеля женится на царевне.
7. Царь уезжает к себе, молодые остаются на острове.

Все эти мотивы непосредственно связаны с евразийским мифом потопа, восходящим к клинописным текстам. Прежде всего, обратим внимание на связь Емели с ведрами и начерпанием воды из проруби. В сказке изображено холодное время года. Где же в календаре мы встречаем человека с ведром в холодное время года? Ответ дает нам Овидий в Фастах:

17 янва­ря
После же это­го ты оста­вишь, Феб, Козе­ро­га,
Даль­ше напра­вив свой бег к юно­ше с чашей воды.

То есть, речь о созвездии Водолея. Согласно Гегесианакту, в Водолея превратился Девкалион, который вместе с Пиррой спасся от потопа. Об этом пишет Гигин в своей Астрономии. В клинописных же текстах время потопа приходится на два зимних месяца - Тебету (потоп) и Шабату (буря), коррелирующих с Козерогом и Водолеем. Дальнейшее распутывается быстрее. Мотив отправления Емели с царевной по морю это не что иное, как переосмысление образа ковчега, в котором спасаются праведник и его жена. Соответственно остров, на котором они спасаются, это тот самый остров клинописных текстов, который у шумеров назывался Дильмун, а у вавилонян - гора Ницир и устье двух рек. У индийцев он гора Хималайа.

Вернемся теперь к русскому календарю. В нем есть Емельяны-перезимники - день замыкания Святок. С этого дня целую неделю крутит буран, а люди не выходят из дому и рассказывают друг другу сказки. Эти два события сложились в одну метафору: "Мели, Емеля, твоя неделя!" Так вот, день этот приходится на 8 (21) января. А 21 января это как раз и есть время вхождения Солнца в зону Водолея. Видимо, именно от этой связи дня вхождения Солнца в зодиакальный знак с почитанием христианского Емельяна-исповедника и происходит имя героя русской сказки.



  • 1

Познавательно. Доступным для меня языком написано. Спасибо.



Edited at 2019-03-16 12:58 am (UTC)

Еще зависит от эпохи возникновения сказки. Из за прецессии Земли сезоны года смещаются относительно звезд зодиака.

Спасибо! Очень интересно. Всегда была уверена, что за детскими сказками стоят древние мифы, но убедительно распутать эту связь не каждый может.

Тут можно вспомнить Дагона, первый бог-рыба, отсюда и рыбы со сверх-способностями.

История сей сказки показывает умственные способности фольклоризации истории. Эти способности сразу после потопа были очень даже высокие. В ПВЛ тоже есть фольклор и произведение сие содержит исторического более, чем современные учебники истории и политики.

  • 1