?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Усталый, но довольный" в аккадском эпосе о Гильгамеше
banshur69

Начало этому наблюдению положил в ФБ Сергей Эрлих. Он написал:

"Фраза "усталые, но довольные" стала для меня явным признаком графомании. Почему-то я ее запомнил с детства. Неизвестный блогер напоминает ее происхождение: "предложение "Усталые, но довольные, мы возвращались домой" в учебниках за 5-й класс демонстрировало правило: "Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения". Т.е. я впервые встретил это клише в своем школьном учебнике. Андрей Битов тоже вспоминает эту цепляющую фразу, которая и к нему пришла из пионерского детства: "«Усталые, но довольные, возвращались пионеры домой>. Сейчас не до конца понятно, чем эта фраза из школьного учебника русского языка так веселила нас".

Стало интересно, "кто первый"?

Гугл-книги указывают, что первым был Гайдар (Школа): "усталые, но довольные, возвращались мы большой дорогой к своим". Забавно, что фраза из гайдаровской школы жизни стала штампом школьного учебника.

Но Гайдар не был первым. Неизвестный блогер нашел у Куприна (Без заглавия):
"Домой возвращаешься усталый, перепачканный с ног до головы, но бодрый и веселый, с чудовищным аппетитом. ..."
и у Достоевского (Записки из мертвого дома):
"Ровно за полчаса до барабана заданный урок был окончен, и арестанты пошли домой, усталые, но совершенно довольные, хоть и выиграли всего-то каких-нибудь полчаса против указанного времени".

Но и Достоевский имел прешественников. Вчера мне встретилось у Чосера в хрестоматийных "Кентерберийских рассказах": "we were tired but happy". Т.е. есть не все так просто. Может это из Библии? Может коллеги знают истинную историю этого штампа?"

Прочитав пост Эрлиха, я как-то сразу понял смысл строки 9 таблицы I ниневийской версии эпоса о Гильгамеше:
urha ruqta illikam-ma anih u šupšuh "Далеким путем ходил он, так что устал и..."
Следующую форму каждый понимает по-своему.
Дьяконов неверно переводит "устал и вернулся". Его перевод восходит к переводу В.К. Шилейко, данному в предисловии к переводу Н.С.Гумилева (1919). Шилейко точно так же переводит: Далеким путем он ходил — но устал и вер[нулся].
Современный исследователь эпоса Р.М.Нуруллин пишет в 2012 г.:
"...устал и смирился... – Первоначальный перевод конца этой строки Дьяконовым в из-
дании 1961 г. – «устал и вернулся». С появлением варианта d1, содержащего текст конца
строки, этот перевод был им исправлен (издания 1973 г. и 1981 г.).
Сегодня конец строки известен по двум манускриптам: нововавилонскому манускрипту
d1, в котором мы находим глагольную форму šupšuḫ «он успокоился» (статив породы Š
от глагола pašāḫu «успокаиваться»), и манускрипту из Угарита (George 2007a, 239, l. 10),
который дает отличающуюся форму šupšuq «он был изнурен» (статив породы Š от глагола
pašāqu «быть узким»). В обоих случаях речь, по-видимому, идет о состоянии Гильгамеша
в конце его странствий в поисках бессмертия. В рамках первой интерпретации мы имеем
дело с противопоставленными друг другу действиями («устал (aniḫ), но (в итоге) обрел
покой (šupšuḫ)»), во втором варианте эти действия оказываются синонимичными и подчер-
кивают крайнюю изнуренность Гильгамеша («устал и был (вконец) изнурен (šupšuq)»)42.
Исходя из имеющегося сегодня материала представляется затруднительным установить,
какой из вариантов является первоначальным: оба чтения дают вполне удовлетворитель-
ный смысл. Трудно также оценить, в какой мере эти два варианта обусловлены фонети-
ческой близостью звуков q и ḫ в аккадском языке (вопрос о возможности спорадического
перехода одной из этих фонем в другую до сих пор слабо освещен в литературе, см. GAG3
§ 25). Следует, однако, отметить, что нередкое появление корней pšḫ и ’nḫ в одном и том же
пассаже может служить аргументом в пользу чтения šupšuḫ" (ВДИ 3 (2012), с. 207).
Английский издатель эпоса Э.Р.Джордж (2003) никак не комментирует данную форму и переводит: He came a distant road, but weary and granted rest (George, Gilgamesh I, p. 539).
Если посмотреть немецкий перевод Ш.Мауля (2005), то прочтем там: Einen weiten Weg kam er her, um (zwar) muede doch (endlich) zur Ruhe gekommen zu sein (Das Gilgamesch Epos, S. 46).
Если же мы посмотрим Чикагский словарь аккадского языка, то там основа pšḫ имеет следующие значения: "to be at rest, to become tranquil, to act benevolently, to relent, to abate, to settle; III 1 to soothe, calm, rest, pacify" (CAD P, p. 227). Этот же корень подозревают в основе слова Песах (Господь доволен жертвой). Основным значением глагольного корня является умиротворение, удовлетворение, и только вследствие этого - состояние покоя и отдыха. После строки 9 идет строка, связанная с предыдущей: "Оставил на стеле все труды". Она связана с предыдущей. И тогда получается:
"далеким путем он ходил, вследствие чего, усталый и умиротворенный (= довольный), высек на стеле свои труды" Поправка к предыдущим интерпретациям заключается в том, что Гильгамеш не устал и изнемог, не устал и смирился, а устал и удовлетворился, устал и смягчился. Гильгамеш доволен своим результатом - тем, что он принес людям "весть о днях допотопных" (I 8).
Таким образом, получается, что "усталый, но довольный" - устойчивое выражение, первая запись которого зафиксирована в Прологе аккадского эпоса о Гильгамеше и восходит к концу II тыс. до н.э.


  • 1
простите, но я со своими 5 копейками:

но это международная фраза: в учебнике Може было: contents, mais fatigues

Большое спасибо. Но я о первом упоминании. И так понятно, что фраза международная. А вот когда впервые - понятно только теперь.
С праздниками, Андрей Юрьевич!

спасибо! и Вас!

устать ~ у- + стать (стоять) - точная калька rest ~ лат. re-sto - re- + sto "стоять"

> Если же мы посмотрим Чикагский словарь аккадского языка, то там основа pšḫ имеет следующие значения: "to be at rest, to become tranquil, to act benevolently, to relent, to abate, to settle; III 1 to soothe, calm, rest, pacify" (CAD P, p. 227).

pšḫ на глубоком уровне родств. англ. pause (from Latin pausa pause, from Greek pausis, from pauein to halt)

Лат. pausa (греч.) - остановка, задержка; прекращение, конец.


Еще к этому топосу -- поморский стих, не то переписанный, не то сочиненный Борисом Шергиным:

Въ молодыхъ меня годахъ жизнь преогорчила:
Обрученная невѣста перстень воротила.
Я на людяхъ отъ печали не могъ ​отманиться​.
Я у пьянаго у хмелю не могъ ​звеселиться​.
Старой кормщикъ ​Паникаръ​ мнѣ судьбу обдумалъ,
На три года указалъ отойти на ​Грумантъ​.
Грумалански берега -- русской путь извѣданъ,
И повадились ходить по отцамъ, по дѣдамъ.
Мнѣ по ​жеребью​ надѣлъ выпалъ въ дикомъ мѣстѣ --
Два ​анбара​ по ​сту​ ​лѣтъ​, и избѣ за двѣсти.
День по дню, какъ дождь, прошли три урочныхъ года,
​Притуманилась​ моя сердечна невзгода.
Къ тремъ зимовкамъ я еще девять ​лѣтъ​ прибавилъ,
Грозной ​Грумантъ​ за труды меня не оставилъ.
За двѣнадцать ​лѣтъ​ труда наградилъ ​спокойствомъ​,
Не сравнять того ​спокою​ ни съ какимъ довольствомъ.

Восхищен всеми вариантами. Но конечно II тысячелетие до н. э. трудно перебить))

А десятое тысячелетие до н.э.? https://trueview.livejournal.com/175180.html

© TrueView

15.
Майя: ek, eek ‛черный’;
K'iche': q'eq(a) ‛черный’;
Q'eqchi': q'eq ‛черный’;
Tzotzil: 7ik’ ‛черный’;
Mam: q’eq’ ‛черный’;
Шумерский: giggi, gig ‛черный’;
Др.-греч.: κελαινός ‛черный’;
Русский: черный;
Кит.: 黑 [hēi] ‛чёрный; тёмный; мрачный’;
Санскр.: kali ‛черный’;
Аккад.: eklu ‛темнота, мрак; темный, траурный’.
В египетском языке боги мрака — Кук и Каукет. В чадских языках kukwi ‛темнота

11.
Майя: uk ‛вошь’;
Кечуа: usa ‛вошь’;
Лакота: héya ‛вошь’;
Tlingit: wéis’ ‛вошь’;
Navajo: yaaʼ ‛вошь’;
Dena'ina: eyu ‛вошь’;
Hupa: ya' (head louse) ‛вошь’;
Eyak: kuks-k ‛вошь’;
Гавайский: ʻuku ‛вошь’;
Шумерский: ex ‛вошь’;
Хурритский: apxe ‛вошь’;
Санскрит: yūkā ‛вошь’;
Русский: вошь ‛вошь’;
Словенский: ùš ‛вошь’;
Хинди Урду: jū̃ ‛вошь’;
Непали: jumrā ‛вошь’;
Маратхи: ū ‛вошь’;
Гуджарати: jū ‛вошь’;
Панджаби: jū̃ ‛вошь’;
Бенгали: ukun ‛вошь’;
Ассами: ûkôni ‛вошь’;
Ория: ukuṇī ‛вошь’;
Сингали: ukuṇā ‛вошь’;
Енисейск. *ʔMke (~ x) ‛вошь’;
Кетский: ə̀ɣ, ɜ̂ɣ ‛вошь’;
Коттский: ik'i ‛вошь’;
Монгольский: бөөс ‛вошь’;
Бурятский: бөөһэн ‛вошь’;
Калмыцкий: бөөсн ‛вошь’.

39.
Майя: chay [кай] ‛рыба’;
Кечуа: challwa ‛рыба’;
Мунда: hai, haku ‛рыба’;
Шумерск.: ha, ku6 ‛рыба’;
Венг.: hal ‛рыба’;
Хантыйск.: хул ‛рыба’;
Мансийск.: хӯл ‛рыба’;
Марийск.: кол ‛рыба’;
Горномарийский: кол ‛рыба’;
Фин.: kala ‛рыба’;
Эст.: kala ‛рыба’;
Ненецк.: халя ‛рыба’;
Нганасанск.: колы ‛рыба’;
Карельский: kala ‛рыба’;
Вепсский: kala ‛рыба’;
Эрзянский: кал ‛рыба’;
Мокшанский: кал ‛рыба’;
Марийский: кол ‛рыба’.

10е то, конечно, может посоревноваться со 2ым)). Спасибо,буду читать.

Edited at 2019-01-16 10:16 pm (UTC)

Вот так вот из-за фейка с датировкой эпоса о Гильгамеше мы и не узнаем, когда же на самом деле появилась эта формула.

  • 1