banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Две заметки по поводу этничности в древней Месопотамии

Шумеры как первые дарвинисты

Нельзя обнаружить в шумерских текстах противопоставление одного народа другому. Зато в них есть оппозиция "городские люди - дикари". Но эта оппозиция очень интересно выражена. В тексте "Проклятие Аккаду" сказано:

155. gu-ti-um ki ug3 keshe2-da nu-zu
156. dim2-ma lu2-u18-lu arhush ur-ra ulutim2 uguugu4-bi
157. d en-lil2-le kur-ta nam-ta-an-e3

Кутиев - народ, связи не знающий,
с разумом людей, милосердием хищников, обликом обезьян, -
Энлиль с гор вывел.

Это необыкновенно точное описание дикаря. Разум человеческого рода - понятное определение. Дальше идет удивительная фраза "милосердие UR". Ур - собака, волк, лев. То есть, тот, кто рычит, говорит УРР... Наконец, ulutim2 "форма". Форма дикаря - обезьяна. Теперь обратимся к наиболее загадочной первой характеристике. Что такое "связи не знающий народ"? Первый вариант - не знающий родства. Но дикие племена как раз знают свое родство, поскольку живут родоплеменным строем. Второй вариант - удержу не знающий, необузданный народ. Необузданность и есть признак дикости, непринадлежности к городской жизни с ее почтением к законам и ритуалам.
Такая же связь между дикарем и обезьяной есть в шумерском анекдоте про Лудилуди (имя, означающее "обезьяний человек"). Этот человек приехал из степи в город и пишет своей матери, что он не нашел здесь работы и голодает. Лудилуди просит прислать свежего хлеба и пива.
Значит, нецивилизованный человек по своей форме есть обезьяна. Такова удивительная интуиция шумеров.

Первое обозначение народностей

Когда именно и в каком тексте впервые обозначаются народности? Не племена, не гражданства, не страны, а именно народности? В вавилонском эпосе о боге чумы и убийства Эрре, который составлен в конце IX или начале VIII века до н.э. жрецом Кабти-илани-мардуком.

Таблица 4
И так промолвил воитель Эрра:
"Приморец - приморца, субарей - субарея, ассириец - ассирийца,
Эламит - эламита, кассит - кассита,
Сутий - сутия, кутий - кутия,
Лулубей - лулубея, страна - страну, община - общину,
Семья - семью, человек - человека, брата - брат
Да не пощадят, да истребят друг друга!
А затем да воспрянут аккадцы! И всех одолеют, всеми будут править!"
(Перевод В.А. Якобсона)

Приморцы - потомки династии Приморья и жители островов Персидского залива.
Субареи - жители земель к востоку от Месопотамии.
Сутии - от патриарха Шета (живущие на юго-западе)
Аккадцы здесь - не северяне, а все, кто говорит на аккадском языке и считает себя потомками аккадцев. А это могут быть только вавилоняне.
Ассирийцы - северяне, но не потомки аккадцев.

С географической точки зрения взгляд автора очень интересен, потому что последователен. Он начинает с крайнего востока, т.е. с зоны островов Персидского залива, затем идет на восток материка, потом на север - и резко устремляется в горные области, в Загрос и на Иранское нагорье. Сутии, живущие в юго-западной пустыне, являются промежуточным звеном между именованием двух горных областей. Взгляд автора как бы отрывается от гор и на секунду обращается на Сирийскую пустыню. А победить должны те, кто живет на юге - вавилонские адепты Мардука.

Ранее этого времени в литературе древнего Ближнего Востока обозначения народностей не зафиксированы.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Итоги года

    Ну и год. 9 статей (4 ринца и даже 2 скопуса), защита соискательницы, книга и две статьи сданы в печать. В том семестре было 24 часа, в этом 16.…

  • Эстет

    Соседи по экскурсии внезапно спросили меня, кто такие эстеты и бывают ли они сегодня. Вспомнился такой случай из личного. На школьных олимпиадах…

  • Пить вредно

    Жена достала красного сухого из Аргентины. Замечательное, терпкое, голова после него не болит совсем. Но работе мешает. Сел писать о вавилонском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments