?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Откуда у понтийского Митридата ножик
banshur69

В поэме "Москва-Петушки" герою является понтийский царь Митридат с ножиком в руке:
"Я прервал его:

— Красиво ты говоришь, Митридат, только зачем у тебя ножик в руках?..

— Как — зачем?.. Да резать тебя — вот зачем!.. Спрашивает тоже: зачем?.. Резать, конечно…

И как он переменился сразу! Все говорил мирно, а тут ощерился, почернел — и куда только сопли девались? — и еще захохотал, сверх всего! Потом опять ощерился, потом опять захохотал!

Озноб забил меня снова: «Что ты, Митридат, что ты! — шептал я или кричал, не знаю. — Убери нож, убери, зачем?..» А он уже ничего не слышал и замахивался, в него словно тысяча почерневших бесов вселилась… «Изувер!» И тут мне пронзило левый бок, и я тихонько застонал, потому что не было во мне силы даже рукою защититься от ножика… «Перестань, Митридат, перестань…»

Откуда взялся этот ножик? "Комментатор поэмы Э.Власов приводит некоторые исторические сведения о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (132–63 гг. до н. э.). В частности, мотив «ножика» и «резанья» он возводит к эпизоду 89 г. до н. э., когда царь Митридат Эвпатор, захватив Малую Азию и часть Балкан, приказал учинить массовую резню, жертвами которой стали римляне. По некоторым сведениям, было убито около 80 000 человек. Другой эпизод, связывающий Митридата с «ножом» и «резаньем», таков: будучи жестоким тираном, Митридат претендовал, среди прочего, на звание искусного лекаря и собственноручно резал и калечил своих приближенных. Наконец, мотивы меча (ножа) и резанья связаны и с обстоятельствами смерти Митридата: разбитый римлянами и всеми покинутый, понтийский царь Митридат, не желая сдаваться врагу, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч (по другим сведениям, царь Митридат приказал одному из наемников заколоть его мечом)" (цит. по: С.Доценко. Сон о понтийском царе Митридате: Поэтика исторических аллюзий в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки»).
С.Доценко, цитирующий Э.Власова, связывает ножик Митридата с убийством царевича Дмитрия и с образом зарезанного ребенка, что весьма доказательно https://culture.wikireading.ru/45340, но самого ножика Митридата не объясняет.
Откуда все-таки у Митридата ножик?
На этот вопрос отвечает сочинение Юстина "Эпитома сочинения Помпея Трога "История Филиппа" (М., 1964), и там в главе 38 есть эпизод о коварном убийстве ребенка Ариарата, который был номинальным правителем Каппадокии:
"Он склонил юношу на переговоры [и явился на них], спрятав под одеждой кинжал. По царскому обычаю Ариарат послал к Митридату человека, который должен был его обыскать. Когда этот человек стал особенно тщательно ощупывать у Митридата нижнюю часть живота, Митридат сказал, что боится, как бы обыскивающий не нашёл там кинжала совсем другого рода, чем тот, какой он ищет. Так, прикрыв коварство шуткой, Митридат отозвал Ариарата в сторону от его друзей, как будто желая что-то сообщить ему тайно, и убил на глазах и своего, и его войска".
Обнаруженный мною фрагмент усиливает идею Доценко по поводу связи между ножиком Митридата и убийством царевича Димитрия. Не говоря уже о том, что он может считаться источником самого эпизода поэмы. Что же касается книги, по которой Ерофеев мог прочесть этот рассказ, то либо это публикация ВДИ 1954-55 гг., либо издание 1824 года.
Что же касается соплей, которые у Митридата текут каждое полнолуние, то это снижение образа Понтия Пилата из "МиМ", у которого каждое полнолуние случается гемикрания. И этот сниженный образ напоминает уже о жертве Христа в месяц нисан.

http://simposium.ru/ru/node/76


  • 1
Спасибо, очень интересно.

Спасибо,очень интересно. Хотел бы только обратить Ваше внимание,что Юстин "Эпитома сочинения Помпея Трога "История Филиппа" печатался в ВДИ 1954-го года,а в "Литературных памятниках" это сочинение не выходило

Спасибо. Выходило в издательстве СПбГУ, но это 2005 г. Я перепутал с Памятниками. А так только в ВДИ, да. Но в 19-м веке тоже выходило (1824 г.). Кто знает, какое из изданий использовал Ерофеев? Библиотеки у него не было.

Edited at 2018-10-30 09:23 pm (UTC)

Спасибо, про ножик вполне убедительно.

В одном из интервью Венедикт Ерофеев весьма нелестно отзывался о литературоведе, предполагавшем влияние M&M на его поэму, и утверждал, что роман Булгакова он так и не прочел (из-за того, что плохо написан - начал читать, плюнул и тут же бросил); так что, если верить самому автору, от версии с соплями и полнолунием придется отказаться.

Нет, мистификатору Ерофееву лучше не верить. Тем более, что он здесь использует хорошо известную по учебникам литературы байку Маяковского про то, как тот не прочитал "Анну Каренину". Из интервью известно, что Булгакова он не любил. Что весьма подозрительно, если учесть, что МиМ вышел в 1967 году, а МП написан в 1969-м. Читал, конечно. И заметал следы.

Как знать. У меня было даже несколько знакомых (совсем разных людей), которым роман Булгакова категорически не понравился с самого начала, и они его не стали дочитывать - и нет оснований подозревать их в утаивании правды. - Если В.В. "не любил" Булгакова, то вполне мог и не дочитать его роман - почему бы и нет? - Потом, и сами эти "следы" от гемикрании (в виде соплей Митридата) как-то не слишком очевидны. - Но это лишь мое личное мнение, конечно.

  • 1