banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Откуда у понтийского Митридата ножик

В поэме "Москва-Петушки" герою является понтийский царь Митридат с ножиком в руке:
"Я прервал его:

— Красиво ты говоришь, Митридат, только зачем у тебя ножик в руках?..

— Как — зачем?.. Да резать тебя — вот зачем!.. Спрашивает тоже: зачем?.. Резать, конечно…

И как он переменился сразу! Все говорил мирно, а тут ощерился, почернел — и куда только сопли девались? — и еще захохотал, сверх всего! Потом опять ощерился, потом опять захохотал!

Озноб забил меня снова: «Что ты, Митридат, что ты! — шептал я или кричал, не знаю. — Убери нож, убери, зачем?..» А он уже ничего не слышал и замахивался, в него словно тысяча почерневших бесов вселилась… «Изувер!» И тут мне пронзило левый бок, и я тихонько застонал, потому что не было во мне силы даже рукою защититься от ножика… «Перестань, Митридат, перестань…»

Откуда взялся этот ножик? "Комментатор поэмы Э.Власов приводит некоторые исторические сведения о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (132–63 гг. до н. э.). В частности, мотив «ножика» и «резанья» он возводит к эпизоду 89 г. до н. э., когда царь Митридат Эвпатор, захватив Малую Азию и часть Балкан, приказал учинить массовую резню, жертвами которой стали римляне. По некоторым сведениям, было убито около 80 000 человек. Другой эпизод, связывающий Митридата с «ножом» и «резаньем», таков: будучи жестоким тираном, Митридат претендовал, среди прочего, на звание искусного лекаря и собственноручно резал и калечил своих приближенных. Наконец, мотивы меча (ножа) и резанья связаны и с обстоятельствами смерти Митридата: разбитый римлянами и всеми покинутый, понтийский царь Митридат, не желая сдаваться врагу, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч (по другим сведениям, царь Митридат приказал одному из наемников заколоть его мечом)" (цит. по: С.Доценко. Сон о понтийском царе Митридате: Поэтика исторических аллюзий в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки»).
С.Доценко, цитирующий Э.Власова, связывает ножик Митридата с убийством царевича Дмитрия и с образом зарезанного ребенка, что весьма доказательно https://culture.wikireading.ru/45340, но самого ножика Митридата не объясняет.
Откуда все-таки у Митридата ножик?
На этот вопрос отвечает сочинение Юстина "Эпитома сочинения Помпея Трога "История Филиппа" (М., 1964), и там в главе 38 есть эпизод о коварном убийстве ребенка Ариарата, который был номинальным правителем Каппадокии:
"Он склонил юношу на переговоры [и явился на них], спрятав под одеждой кинжал. По царскому обычаю Ариарат послал к Митридату человека, который должен был его обыскать. Когда этот человек стал особенно тщательно ощупывать у Митридата нижнюю часть живота, Митридат сказал, что боится, как бы обыскивающий не нашёл там кинжала совсем другого рода, чем тот, какой он ищет. Так, прикрыв коварство шуткой, Митридат отозвал Ариарата в сторону от его друзей, как будто желая что-то сообщить ему тайно, и убил на глазах и своего, и его войска".
Обнаруженный мною фрагмент усиливает идею Доценко по поводу связи между ножиком Митридата и убийством царевича Димитрия. Не говоря уже о том, что он может считаться источником самого эпизода поэмы. Что же касается книги, по которой Ерофеев мог прочесть этот рассказ, то либо это публикация ВДИ 1954-55 гг., либо издание 1824 года.
Что же касается соплей, которые у Митридата текут каждое полнолуние, то это снижение образа Понтия Пилата из "МиМ", у которого каждое полнолуние случается гемикрания. И этот сниженный образ напоминает уже о жертве Христа в месяц нисан.

http://simposium.ru/ru/node/76

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments