?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Археология и ассириология (общие тенденции)
banshur69

Интересно сравнить тенденции в развитии ассириологии с теми, что были развиты в археологии в 20-м веке. А.А.Формозов так пишет о советской археологии 1970-1980-х гг.:

"В направленности исследований кое-что изменилось. Обострился интерес к древнему искусству и идеологии. Полоса, когда увлекались социально-экономическими проблемами (тридцатые годы), сменившись периодом этногенетических штудий (сороковые — пятидесятые), уступила место этапу, когда многие занялись наскальными изображениями, глиняной пластикой трипольской культуры и Анау, художественной бронзой Кавказа, славянским язычеством. Это закономерно. Сперва казалось, что наши исторические задачи будут решены, если страна сделает резкий рывок вперед в своем экономическом развитии. Потом, перед войной и в дни войны, на первый план вышел национальный вопрос. Теперь начались поиски духовных ценностей.
В 1988—1991 годах Институт археологии возглавлял антрополог В. П. Алексеев. Выдвигал программу работ на будущее, он назвал как первоочередные исследования комплексного экологического характера, при которых любой памятник изучается всесторонне, с учетом ландшафта, почвы, древней флоры и фауны, антропологического анализа костей человека и т. д".

Так, давайте смотреть. В ассириологии:
1930-е - да, соцэк. Формационный подход.
1940-е-1950-е гг. - да, этнографизм. В египтологии он появился раньше (опора египтологов на сведения африканистов). В ассириологии это время перехода от формационного подхода в изучении общества к структурному подходу, в советской - от изучения рабства к изучению общины. И как раз общину-то стали изучать исходя из сведений этнографов.
1960-1980-е - изучение глиптики, литературы и особенностей построения художественных произведений в целом.
Конец 80-х-90-е - изучение мифологического сознания, теория мифа (это повсюду) и первые подступы к изучению религии.
С середины 1990-х - появление компьютерных программ и баз данных по ассириологии.

То есть, один к одному с археологией. Что показывает: общие тенденции в развитии наук существуют.
Что дальше, т.е. с нулевых?

2000-е - реализация программ по этимологиям семитских языков, начатых повсюду еще в 1980-е как проба. Теперь базой стала глоттохронология. Из всей ассириологии оказались нужны только сами лексемы и их орфография.
2010-е - изучение комментариев, подступы к истории науки и когнитивной истории. Связь календаря, мифа и психофизиологии. Параллельно - комплексное изучение источников средствами филологии и естественнонаучными методами археологии. Параллельно - создание программ, которые сами переводят клинописные тексты.

Пожалуй, хуже всего пока развито в ассириологии именно комплексное изучение памятников. Здесь нужно учиться у египтологов.