Previous Entry Share Next Entry
64-й конгресс ассириологов в Инсбруке (16-20 июля 2018)
banshur69
Нынешний всемирный конгресс ассириологов проходил в Университете Инсбрука. Гостеприимными хозяевами стали все ассириологи этого города: Роберт Роллингер, Себастиан Финк,  Мартин Ланг и Чинция Паппи. Конгресс был посвящен интеллектуальному наследию древнего Ближнего Востока и включал в себя 20 секций и 17 рабочих групп. Число ассириологов приблизилось к полутора тысячам активных единиц. Ассириологические отделения появились за последние два года даже в Бразилии и на Мальте.
За те 22 года, что я принимаю участие в работе конгрессов, научное бытие ассириолога очень сильно изменилось. Тексты читают по фотографиям, размещенным в сети, а бумажные книги покупают очень плохо, предпочитая осведомляться о цене электронной версии и не выходя из номера получать книгу на свой компьютер. А вот плотское бытие осталось по-хорошему консервативным: ассириологи по-прежнему много едят и лихо пьют. Это вселяет некоторую уверенность в том, что существует в нашем мире и кое-что вечное. Например, тирольские рестораны Золотой Орел (1390) и Оттобург (1476), в которых обедывали еще Гете и Паганини.
Но так уж сложилось, что на конгрессах не только едят и пьют. Сперва об открытиях. Их два. Доминик Шарпэн ознакомил нас с результатами раскопок на южном холме Ура, где удалось найти дома знати, жившей около 1835 г. до н.э. Раскопки привели к большой удаче: в одном из секторов дома найдены 15 глиняных табличек и надписанные цилиндрические печати. Из них мы узнаем, что генерал Абисум и жрец Син-нада жили в своих домах в период с 1870 по 1835 гг., а потом сами покинули жилища вместе с семьями, и произошло это столь спешно, что городскому начальству пришлось даже нанимать сторожей, чтобы не разграбили имущество вельмож. Шарпэн предполагает, что люди, служившие сперва Синикишаму, а потом Цилли-Ададу, испугались аморейских войск Кудурмабуга, о приближении которых узнали в Уре. Этот чрезвычайно важный факт позволил уточнить, что разорение Ура началось не в результате военных действий, а вследствие деурбанизации, ставшей результатом бегства урской знати от наступавших амореев. Однако самое замечательное и даже мистическое состоит в том, что на руинах разоренного дома Син-нады была обнаружена табличка с копией шумерского плача о разорении Шумера и Ура. Уж не связано ли бегство вельможи из своего дома с тем впечатлением, которое произвел на него рассказ о событиях двухсотлетней давности? Это к вопросу о роли литературной традиции в принятии решений. Второе важное открытие - раскопки на территории Египта гиксосских храмов, построенных по типу малоазиатских и угаритских и включавших в себя ниши для хурритской богини Шавушки. Это означает, что в составе гиксосов были не только сиро-левантийские семиты,  но и выходцы с Кавказа, принесшие свои культы в северо-восточную Африку (Манфред Битак).
От открытий перейдем к важнейшим теоретическим спорам и выводам. В секции по истории клинописи Манфред Креберник выступил с докладом, в котором показал, что знаки клинописи изначально предназначались для отображения материальных объектов и фиксации операций с ними, а не для передачи звуков речи. Это принципиальный момент, из которого следует, что в изобретении клинописи и ее усовершенствовании принимали участие абсолютно все народы, жившие тогда на юге Междуречья. Среди идеограмм можно выделить идеограммы с шумерским фонетическим комплементом, но есть и такие, которые нужно читать с дополнением на неизвестном нам языке (возможно, на языке убейдцев). Поэтому связь между языком и письмом в случае клинописи более сложна, чем представлялось раньше: это связь между материальными объектами, письмом и множеством языков, носители которых использовали это единственное письмо. В секции по истории астрономии Джон Стил и его американские коллеги, к сожалению, показали примитивизм своего мышления, позволив себе утверждать, что названия созвездий - не более чем образы, которые связаны с визуальным восприятием геометрии созвездий и их соотнесением со знакомыми предметами. Такое утверждение особенно смешно потому, что среди созвездий встречается, например, BAL.TESH2 "Достоинство, Гордость". Как американские коллеги представляют себе на небе образ достоинства? Разумеется, это ошибка, и комментарии к астрономическим спискам хорошо показывают, что названия созвездий это не образы, а символы, связанные с мотивами городских мифологий. Гораздо более плодотворным представляется мне подход все того же Креберника, который в соавторстве с Сюзанной Хофман показал, что каждое название созвездия связано с определенной городской традицией, и можно читать по небу политическую историю городов-гегемонов, вводивших  свои божества в разные участки видимого неба.
Большое число докладов было посвящено вавилонской герменевтике. В частности, Жанна Финке ознакомила нас с новоассирийским комментарием к астрологическому компендиуму Enuuma Anu Ellil, условно названным "The Great Star List". Этот комментарий интересен тем, что месяцы календаря сопоставляются в нем с ветрами, странами света и животными, что образует некоторый прото-зодиак. Немало было докладов и по истории медицины. В частности, впервые удалось прочесть научные глоссы в терапевтических текстах, связанных с болезнями глаз и кишечного тракта (Андрей Баске). Большой интерес вызвал сопоставительный доклад Ангелики Келльнер, в котором стилистика греческих хронографов сопоставлялась с нововавилонской и находились общие формулы.
Исключительно много было докладов о влиянии древнего Востока на античность. Я бы сказал, что слишком много. Был даже доклад о заимствовании пифагорейского учения о музыке сфер из вавилонской астрономии (анахроничный и лично для меня не убедительный). Однако хочу выделить доклад Марии Бачваровой о воскурениях. Она убедительно показала, что курильницы с ароматом ливанского кедра (libanos) появились в Греции от финикийцев и хурритов Палестины (в чьих языках курильницы также производятся от топонима Ливан). Однако забавно, что докладчица не вспомнила о катарсисе - ведь само это слово происходит от аккадского qutru "дым курильницы" и связано с ритуальным очистительным окуриванием.
Нельзя не отметить два компьютерных проекта. Первый делается большой командой канадцев, американцев и немцев. Они должны научить машину автоматическому переводу шумерских хозяйственных текстов 3 династии Ура на английский язык. Второй проект представили финны. Это очень интересный метод: автоматическое выстраивание семантических связей между именами собственными в текстах новоассирийского периода. В результате машина определяет и родство, и субкультурную принадлежность объектов.
Современная ассириология сильно нуждается в рефлексии. Поэтому на конгрессе целая секция была посвящена истории национальных ассириологических традиций в контексте философии культуры. Много времени и внимания было уделено проблеме рецепции деличевской книги "Babel und Bibel", ее поддержке антисемитами и ответам ассириологов-евреев на эту книгу. Был даже курьезный доклад о том, как дерматологи Германии в конце 19 века приписывали Гильгамешу сифилис и делали из этого вывод о порочности семитских народов. Был доклад о попытке немецкого ассириолога Пауля Хаупта найти арийские корни Иисуса Христа. Мой доклад о неопубликованных и русскоязычных работах В.К.Шилейко был посвящен ряду текстов, с которыми шумерология не может справиться до сих пор. Я сказал, что актуальность работ Шилейко столетней давности вызвана тем, что за эту сотню лет шумерология во многом осталась на том же месте, в отличие от давно ушедших вперед семитологии и индоевропеистики. Родственники шумерского не могут быть обнаружены современными методами лингвистики, и вследствие этого этимология шумерских слов не представляется возможной. К этому следует прибавить частую смену конъюнктуры в шумерологии, заставляющую перебегать от одной группы текстов и одного исторического периода к другим в связи с обнаружением новых архивов. При этом старые архивы остаются не изученными и даже не понятыми до конца.
Подлинным героем конгресса хочется назвать Муртазу Чопра из Иерусалимского университета. Полностью незрячий человек читает вавилонские астрономические тексты (как?) и делает математические расчеты, которые подтверждаются компьютером. Он произвел на всех огромное неизгладимое впечатление.
В заключение хочу сказать несколько слов о проблеме языка. Нынешний конгресс уже целиком проходил на английском. Французы морщились, но жевали этот кактус. Английский окончательно стал латынью современной науки. Это означает (уже сейчас могу сказать, что точно означает), что работы на французском и немецком читать перестают. Швейцарка, подарившая мне свою замечательную монографию, крайне извинялась, что книга написана по-французски, и выражала надежду, что я не буду слишком сердит на нее. На других языках стали читать еще меньше. Славянские языки и все, что на них выходит,  абсолютно terra incognita для коллег, хотя на прилавках конгресса лежали и польские книги. Однако интерес к русской ассириологии никуда не делся. Это показало обсуждение моего доклада и пожелания издать книгу о Шилейко на английском.

  • 1
в чьих языках курильницы также производятся от топонима Ливан

Интересно, что в российских церковных лавках под названием "смола ливанского кедра" обычно продают банальную камедь Boswellia sacra (olibanum-tree), т.е. базовый ладан без ароматических примесей, который в храмовом обиходе за простоту используется лишь в Великий пост

спасибо! очень интересно и познавательно. только я не понял про катарсис: κάθαρσις происходит от прил. καθαρός c неясной этимологией (по крайней мере, так считает последний греч. этим. словарь Бикса)

Именно так. Катарос происходит от семитской основы qtr "окуривать кедровой смолой; быть дымным в результате окуривания" (Akkadian qataru, qutru, Hebrew qatar). То, что не известно антиковедам, давно известно ассириологам. Изначальная семитская основа была qathran 'cedar resin', отсюда греческое th. Более подробно CAD Q, 166 и дальше. К сожалению, я сейчас не помню, кто это первым открыл. Я давал ссылки М.М.Поздневу, в его диссертации о катарсисе они есть.

Edited at 2018-07-21 07:55 pm (UTC)

очень интересно! но к этому добавляется еще проблема греч. κέδρος, который в более ранних свидетельствах обозначает можжевельник, причем преимущественно в ароматическом аспекте, а потому к семитскому qtr не возводится. между тем, если κέδρος - это первоначально все же кедр, заимствованный из семитского qtr (что естественно для кедра), то это позволяет возвести туда же и лат. citrus "Thuia articulata". но при этом получается, что καθαρός был заимствован из qtr независимо (из другого более древнего варианта qthr?)

Спасибо, очень интересный момент. То, что письмо иероглифического типа (в широком смысле, т.е. силлабическое письмо, не превратившееся в регулярный псевдоалфавит, типа корейского хангыля или японской каны), сохраняется очень долго при условии, что используется носителями, не понимающими друг друга на слух - Китай тому ярчайший пример. С другой стороны, вроде бы известно, что письмо вообще появляется из нужд учета (складское хранение, торговые сделки), поэтому вывод о том, что "знаки клинописи изначально предназначались для отображения материальных объектов и фиксации операций с ними", интуитивно правдоподобен. Но вот что эта система письменности формируется именно в ходе обмена с носителями другого языка и поэтому изначально носит наднациональный характер - это, действительно, важный шаг.

Просматривая ту же академия.еду создается такое же впечатление. Все стараются публиковаться на английском. Здесь, как мне кажется, существует большой минус. Английский язык забивается понятийным шлаком. К примеру, статьи на английском британца, араба и индийца - три разных английских. Проблема в системе координат, когда они пользуются английским фактически упирающийся в средневековые реалии. Отсюда потом недоразумения у медиевистов, когда они читают книги и статьи по Древнему Ближнему Востоку и там усыпано "кингами". Если специалисты, как правило, понимают всю условность англоязычной номенклатуры, то за рамками (даже в ближневосточной археологии) англоязычная номенклатура начинает "скакать". Забавно читать у американского археолога Джейсона Ура "откровения", что дворец в Уре, это вовсе не дворец а "дом", "офисы" это не современные офисы клерков, храмы-темпл, это не храмы, а святилища и т.д. Это он сообщает своим коллегам. Научный язык во многом модернизирован через неадекватные понятия. Отсюда и неадекватное восприятие исторического и историко-археологического материала.
По мне, французы работают давно со своим историческим словарем. В русском языке мало замечаю, да и то, это касается Античности в основном. В английском, из-за его международности, вряд ли возможна понятийно-языковая "прополка".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account