banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Об одной бинарной оппозиции в фильмах Иоселиани

Смотря фильмы Отара Иоселиани подряд и в разной временной последовательности, можно обнаружить мотивы с отброшенным ключом. В своих интервью режиссер не расшифровывает их, тем более не выдает ключи. Он ассоциирует мысли подобно Мандельштаму. Даже когда кажется, что он что-то хочет объяснить, он не показывает всю логику до конца. Отсюда многочисленные ошибки в понимании его произведений. Одной из таких распространенных ошибок является ложное понимание оппозиции "петь" - "не петь". Встречается множество рецензий, в которых Гиви, герой фильма "Жил певчий дрозд", представлен творческим человеком, гармонизирующим жизнь, а его внезапный уход воспринимается как нарушение чего-то в мировой гармонии. На самом деле, все иначе. Но как иначе - не поймешь, пока не посмотришь несколько фильмов подряд от поздних к ранним.
В 2010 г. Иоселиани снял фильм "Шантрапа". В интервью по поводу этого фильма он сказал очень странную вещь:
https://iz.ru/news/366801

"И: Не все знают происхождение слова "шантрапа"...

Иоселиани: Оно происходит от французского "chantera pas" - то есть "петь не будет". В конце ХIХ века в Петербурге богатые семьи отправляли детей заниматься пением к итальянским учителям. Русская аристократия говорила по-французски, а итальянцы, выучив два слова, отбирая детей, говорили: "chantera" или "chantera pas", то есть "будет петь" или "петь не будет". И затем это слово вошло в обиход и приобрело другой смысл.

и: Значит, твой главный герой и есть шантрапа?

Иоселиани: Он уезжает из страны из-за цензуры. Но и во Франции он не получает приема, на который рассчитывал... Ну а вообще к шантрапе можно отнести Виктора Гюго, Фрица Ланга, Рене Клера, Орсона Уэллса, Андрея Тарковского. Все они оказались изгнанниками. Это фильм о необходимости оставаться самим собой при всех обстоятельствах, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваешься. Надо уметь сопротивляться".

А теперь попробуйте понять, как связано слово шантрапа (петь не будет) с сопротивлением обстоятельствам. Какая связь между отсутствием певческого голоса и свободой творчества?

Ответ на этот вопрос можно получить из фильма "Листопад". Сперва рабочие винного завода поют хором, а потом отказываются пить в духане вино собственного производства, потому что оно фальшивое. А вот технолог Нико, который отказывается принимать фальшивое вино из 49-й бочки и заливает бочку желатином, говорит двум прекрасным девушкам: "Я не пою". Это и есть ключ сразу к трем фильмам, который объясняет всю бинарную оппозицию "петь - не петь". Нико и его двойник из "Шантрапа" Николай отказываются петь вместе со всеми и сопротивляются коллективным понятиям о жизни. А вот Гиви, которого считают носителем гармонии, соглашается петь, старается помочь поющим и бесполезно растворяет свою жизнь в сансаре коллектива. Поющий живет заодно со всеми, принимает общие правила и не сопротивляется ходу жизни. И потому поющий побеждается временем (= тикающие часы в последних кадрах фильма о певчем дрозде). Непоющий - одиночка, отстаивающий истину (= храм в последних кадрах фильма о Нико). Получается нечто весьма похожее на ахматовскую тестовую оппозицию "Чай-собаки-Пастернак - кофе-кошки-Мандельштам". Иоселиани, разумеется, на стороне кошек.
И теперь, когда мы поняли это, насколько поверхностными предстают все суждения критиков о непоющем Николае как антитезе поющего Гиви. Дескать, вот какое было поколение - креативное, поющее. А в наши-то дни пришел непоющий Николай. На этом ложном суждении подрываются все журналисты. А Иоселиани не хочет объяснять до конца. "Не будет петь" = "не будет в общем хоре".

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments