?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Основной миф" Топорова-Иванова в свете ассириологии
banshur69
http://imli.ru/index.php/100-filologicheskie-konferentsii/3013-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-ot-mifa-k-slovu-ot-slova-k-mifu

В отведенное время доклада на конференции памяти Иванова и Топорова я не мог сказать всего. Поэтому выношу одну из тем полностью сюда.
Основной миф, т.е. змееборческий миф, который исследователи реконструируют для славянского мира, полностью подтверждается для мира клинописного. Более того, для шумеро-аккадской религиозной и литературной традиции нет ничего значительнее, чем змееборческий миф. Теперь нужно определить, почему змееборческий миф нужно назвать основным. Во-первых, потому, что его имена и мотивы проникают во все без исключения жанры письменности, за исключением бухгалтерских документов (но и там полно имен собственных, связанных с сюжетами мифа). Во-вторых, потому, что на нем основаны государствообразующие ритуалы. В-третьих, потому, что при помощи этого мифа объясняется устройство мира. Как я показал в докладе на конференции к 110-летию Проппа, змееборческий клинописный миф прошел в своем развитии две стадии: а) гороборчество (борьба с племенами враждебных восточных гор) - Нинурта и Асаг, Нинурта и Анзу - миф бронзы; б) мореборчество (борьба за освоение Средиземноморья и приморских территорий с середины 2 тыс.) - Мардук и Тиамат, Баал и Хедамму, Тархунас и Иллуянка - миф поздней бронзы и начала железа. Бронзовый миф четко соотносился с началом половодья Тигра и приходился на время с конца марта до максимума разливов в мае (когда в городах встречали победителя Нинурту и проводили священный брак). Железный миф приходился на конец марта-начало апреля и в виде праздника длился 11 дней. То есть, оба мифа имели жесткую календарную привязку.
Теперь поговорим о сферах распространения мифа. Если брать литературные жанры, то, помимо собственно эпоса, это царские гимны, в которых обязательно есть мотивы битвы в горах и победы Нинурты над Асагом. Это заговоры, в которых фигурируют демоны-асакку, одолевающие человека болезнями, и Мардук, к которому обращаются за помощью как к сыну бога водной бездны Эа, знающему секреты исцеления. Это медицинские рецептурники с теми же героями. Это астрономические тексты, и в частности списки звезд, в которых есть названия созвездий, тождественных Мардуку и Тиамат. Наконец, это комментаторская литература, в которой многие явления трактуются как следствия победы Мардука над Тиамат. Змееборческий миф был главным для литературы до самого конца клинописной традиции, т.е. до 2 в. до н.э. Государствообразующий ритуал Месопотамии - интронизация царя перед статуей Мардука, проходящая в те же первые дни Нового года, когда проходило и само празднество в честь победы Мардука над Тиамат. Самый известный традиции строительный гимн - поэма о строительстве и освящении храма Нингирсу в Лагаше в эпоху Гудеа - делает змееборческий миф проходящим через все этапы создания храма. Мы знаем и время проведения самого ритуала освящения Энинну, который строился именно как триумф Нингирсу над Асагом и злодеями гор. Устройство мира также объясняется только при помощи змееборческого мифа. Осеннее равноденствие - время Тиамат, в которое рождается Мардук. Последний месяц календаря - время господства Тиамат и Семерых демонов в мире. Начало весны - победа Мардука над Тиамат. Сама вселенная - результат создания верхнего и нижнего миров из расчлененной надвое туши Тиамат. Части мироздания - части тела Тиамат.
Что я хочу сказать? В книге Топорова и Иванова о славянских древностях есть довольно много примеров из клинописных текстов, связанных со змееборческим мифом. И когда я читаю некоторые моменты реконструкции славянского мифа, у меня закрадываются сомнения, не экстраполяция ли это достоверно известных древних источников на немногие скудные сведения о славянской мифологии. Одновременно я думаю, что заговоры - довольно надежная вещь, они весьма архаичны в любой культуре. И если в славянских заговорах, обрядах, поверьях встречаются мотивы змееборческого мифа, то нужно признать удивительную близость древних традиций Ближнего Востока и индоевропейской традиции. Например, для Египта змееборчество не было основным мифом, там эту роль выполнял миф об Осирисе и Исиде. Но для многих индоевропейцев победа над драконом действительно играла большую роль в религии и мифологии. Насколько самостоятелен в таком случае постулируемый индоевропейский основной миф и не является ли он заимствованным с древнего Ближнего Востока (возможно, через хурритов, как подсказала в ФБ Хава-Броха Корзакова)?

  • 1
Как то встречал в юности в одной работе Иванова утверждение (цитирую по памяти), что у "финнов верховное божество Юмала - это позволяет считать, что место, где в наши дни есть город Юрмала в Латвии, в древности был культовый центр местный финно-угров". Но Великий это ляпнул, не зная местных реалий - по латышски "Юрмала" это просто взморье (jūra + mala = море + берег), где никакого центра не было до конца 19-го века, когда рижане там начали дачи строить. Просто дюны и пара беднейших рыболовецких деревень. А юрмалой (т.е. берег море) называли любое место на всем 300 км побережьи Лифляндии и Курляндии. Название места, которое 20-ом веке стало городом, новодел, и никакое отношение к древности не имеет. Т.е. весьма свободная экстраполяция сведений о мифологии финно-угров к названию на карте. Так что Ваша мысль может оказаться весьма верна.

Латышск. mala "берег; край" родств. лат., исп., англ. mala "щека".

Щека - это край.

Калька:

Англ. cheek - щека
Майя chi - берег, край
Навахо kéyah - государство, держава, земли, земля, край, страна, суша
Тур. kıyı - берег, край (чего-л.), окраина, сторона


В румынском mal - просто "берег". Был уверен, что из латыни, но, как оказалось, неизвестного происхождения.

Нет, "мол" не имеет никакого отношения к рум. mal.

Это почему же?

Есть такая наука - лингвистика. Она не допускает такого фонетического перехода. Впрочем, и семантического, думаю, тоже.

Вы, конечно, много можете думать, но с переходом тут все нормально - переход гласного А в О еще никто не запретил. Русский язык полон таких примеров диалектных различий.

Так называемые законы в лингвистике - это всего лишь гипотезы 19 века. Полно контрпримеров на эти "законы". Это вам не математика.

Майя mul холм
Майя muluch холм из камней
Latin moles масса, глыба, скала; громада, огромное строение; колосс, чудовище, исполин; плотина, насыпь, мол; огромная толпа, полчище; войска, вооружённые силы; сила, мощь
Лат multum много, очень
Аккадский mūlû height
Финск mäki холм, возвышенность; гора
Кечуа muqu холм, бугор, возвышенность;
Аккадский muḫḫum череп, макушка
Русский мочка
Русский макушка
Русский могила
Албанский mal гора mountain
Тамильский மலை male гора, холм

✯ Могила ~ финск. mäki ‛холм, возвышенность; гора’. Одного корня с русск. мочка, макушка.

1. Давайте не путать румынский с русским.

2. Фонетический законы - это не гипотезы, а именно законы, выведенные на основе большого количества фактов. Исключения вовсе не отменяют эти законы, и находят свои рациональные объяснения.

3. Зачем примеры из кучи других языков, когда мы говорим о изменениях в пределах одного языка - румынского (латинский здесь - ранняя стадия развития румынского).

4. > "Законы" лингвистики не работают на промежутке в десятки тысяч лет!

Самый ранний зафиксированный румынский от вульгарной латыни отделяют не десятки, а всего лишь одна несчастная тысяча лет.

Сразу видно, что математику вы в школе плохо учили, поскольку не понимаете, что такое контрпримеры. Контрпример полностью отменяет доказательство, которое с этого момента считается ошибочным. И это доказательство уже нельзя считать законом, а только закономерностью или гипотезой.

По поводу Румынского. Совершенно неверное представление, что румынский - продолжение латыни. За сто с небольшим лет присутствия римлян в Дакии невозможно полностью изменить язык. Все наоборот. Латынь - "продолжение" румынского, его дальний родственник. Предки италиков и латинян пришли на Аппенины во 2-м тысячелетии до н.э. с территории Балкан. Предки румын, латинян, и всех народов Италии - это потомки представителей культуры Чернаводэ и ее продолжений.

Если вы хотите увидеть дакийский язык 2 века н.э., то смотрите т.н. дакийские сантии. Язык значительно ближе к совр. румынскому, чем к латыни. Их и читают с помощью румынского.

Здесь немного о них https://trueview.livejournal.com/100970.html

Здесь много https://dinarhiveledaciei.wordpress.com/2009/03/24/rugaciunea-lui-burebista/

Вот пример одного из текстов:

Burebiseto Dio hio usia Bastarno pazičeo soţia Seğista Dio sotra riominuso Dio četa Cira Bisica so rog’io.

В тексте упомянут царь Дакии Буребиста (82 г до н. э. — 44 г до н. э.).

CETA = „cetate, palat” - в совр. румынском - город.
BISICA = bisica (biserica). Бисерика в совр. румынском - церковь. Бисика - сокращение.

Перевод остальных слов смотрите по ссылке. А поскольку вы знаете молдавский, то поймете, что написано румынскими искателями. Молдоване - это такие же потомки дакийцев и бастарнов, названных по названию речки. Мунтения - горная страна (mons)

Edited at 2018-06-14 07:07 am (UTC)

"Законы" лингвистики не работают на промежутке в десятки тысяч лет! По мнению С. А. Старостина и С. А. Бурлак, никаких теоретических препятствий на пути исследования дальнего языкового родства нет.

Америндские языки — это языковая макросемья, предложенная Дж. Гринбергом в его книге 1987 года «Language in the Americas». По мнению Гринберга, евразийская и америндская были родственными макросемьями, более молодыми, чем оригинальные языки Старого Света, реликты которых мы наблюдаем в виде странных изолятов вроде баскского или бурушаски. «Евразийско-америндская семья отражает относительно недавнюю (около 15 000 [лет до наших дней]) экспансию человека в области, освободившиеся после таяния арк­тической ледовой шапки. Эта семья отличается от всех других семей Старого Света, между которыми различия более глубоки и свидетельствуют о более древнем разделении».

Почитайте:
John D. Bengtson and Merritt Ruhlen: Global Etymologies

Вот вам мой пример древнего родства:

1.
Майя tooz пыль
Науатль teuhtli пыль

2.
Англ dust пыль
Old English dūst пыль
Danish dyst пыль
Middle Dutch dūst пыль
Норв dust пыль

3.
Монг тоос пыль
Бурят тооһон пыль
Калм тоосн пыль

4.
Удмурт тузон пыль
Финск tomu пыль

5.
Тур toz пыль
Татар тузан пыль
Казах тозаң пыль

6.
Кит 土 tǔ земля; почва; пыль

Edited at 2018-06-11 01:49 pm (UTC)

Калька: нем. Berg — гора, груда, куча, глыба. В русском БЕРЕГ.

Ергени́ (также Эргени, Ергенинская или иначе Эргенинская возвышенность) — близкая к треугольной по форме платообразная ассиметричная возвышенность на юго-востоке Европейской части России длиной около 300 км и шириной от 50 км в северной части до 350 км в южной. Разделяет бассейны Азовского и Каспийского морей.

Берег, берг "гора", русск. яр, калм. «Өргн» (Ергени - возвышенность) — «возвышенный», греч. αἴρω "поднимать", англ. air "воздух".

Jomala (читается Юмала) имеется, кстати, на Аландских островах. На берегу предположительно метеоритного кратера. Попытки связать с пфc jumala/ipmel предпринимались. Германской этимологии вроде нет надёжной.


Англ. surge - море

  • 1