Previous Entry Share Next Entry
По следам 11-го конгресса по археологии древнего Ближнего Востока
banshur69
Программа http://www.icaane2018.vorderas-archaeologie.uni-muenchen.de/programme/main-sessions/program-pdf-21-march.pdf
Тезисы докладов http://www.icaane2018.vorderas-archaeologie.uni-muenchen.de/programme/main-sessions/final-pdf-abstracts.pdf

Конгресс проходил в главном здании Мюнхенского университета на Geschwister-Scholl Platz. Начался он 3 апреля в концертном зале университета при открытом рояле, который маячил перед глазами ученой публики как чеховское ружье. Было понятно, что когда-нибудь этот рояль должен выстрелить классикой. Конгресс был полностью англоязычным, каждый демонстрировал свой акцент и особенности своей грамматики, охотно впуская родной синтаксис в английский порядок слов. Понятно, что International English окончательно стал латынью науки. Открывал конгресс вице-президент университета Ханс ван Эсс, который произнес все положенные по сему случаю слова, но прибавил к ним нечто важное. Он сказал, что именно изучение древних цивилизаций Востока способно объединить все человечество в понимании единства человеческого рода и земной цивилизации. Затем было несколько дежурных докладов. Наконец, вышел обещанный стрелок из рояля - шумеролог Армандо Браманти, который блестяще исполнил вальс Шопена.
После кофейной паузы состоялись и приглашенные доклады. Из них особо выделю доклад Урсулы Зайдль "Images in Context". Пожилая женщина читала его с сильнейшим немецким акцентом, спотыкаясь на каждом третьем предложении, чем вызвала сперва смех в зале, а потом массовый уход публики в район распространения кофе. Человечество по-прежнему ценит форму больше содержания. Я мысленно аплодировал после каждого предложения, потому что в своем крайне невнятном докладе Зайдль изложила первоклассное открытие. Сличив 7 фрагментов старошумерской "Стэлы коршунов" с изображениями на печатях, она установила, что стэла содержит порегистровый рассказ о жизни правителя Лагаша Эанатума. В ее первых регистрах сообщается о наследовании власти от отца Акургаля, что показано актом вручения скипетра. Затем идут фрагменты, связанные с управлением армией. И заканчивается этот биографический рассказ сообщением о победе над войском Уммы. Зайдль делает вывод, что стэла Эанатума посвящена не войне Лагаша и Уммы, а всей биографии избранного богом Нингирсу царя, наивысшим достижением которой была победа над Уммой. Во второй части доклада Зайдль анализировала образ крылатого солнечного диска. Ею установлено следующее: 1) поначалу это египетский образ обеих земель; б) он приходит в Ассирию, где становится символом Шамаша; в) после гибели Ассирии он попадает в Вавилон и затем в Персию на Бехистунскую скалу, где олицетворяет харизму царя.
Затем разбрелись по секциям. В моей секции "Engendering Near Eastern Archaeology" прозвучало несколько интересных докладов на темы гендера в клинописной литературе. В докладе Карен Соник о женских образах в эпосе о Гильгамеше была правильно определена роль этих образов как связанных с инициацией. Именно женское божество выполняет функцию посвящения героев в новый для них статус. Доклад Sevgul Sezur был посвящен восприятию мужского и женского в хеттских ритуальных текстах. В частности, она обратила внимание на то, что у хеттов символами женского начала выступают веретенце и прялка, а символами мужского - палка или скипетр. И когда хетты хотели унизить достоинство мужчины, то они обещали дать ему в руки веретенце. В обсуждении после этого доклада я обратил внимание его автора на то, что впервые такое отождествление пола с предметами встречается в старошумерском заговоре на рождение ребенка, где сказано: "Если дитя мужского пола - пусть палочку в руки ему дадут, если женского - пусть веретенце ему дадут!" Однако у шумеров никогда не было такой формулы магического перевода мужского начала в женское, какую придумали хетты. Между этими докладами был мой собственный, посвященный мужским и женским месяцам месопотамского культового календаря. Я установил, что месяцы были поделены на 6 женских и 6 мужских, потому что героями каждого из этих месяцев были либо мужские, либо женские божества. Последний 12-й месяц года вовсе управлялся бесполыми существами - демонами бесплодия. Кроме того, месяцы делились еще и по трое, и каждая триада была связана со стороной света. Соответственно, мужским или женским было все пространство-время в пределах каждой триады. Впоследствии такое деление легло в основу средневековых астрологических представлений о мужских и женских знаках зодиака, относящихся к четырем триадам стихий. Доклад возражений не вызвал.
После обеда я отправился на доклады археологической секции, где самыми интересными были выступления Франко д'Агостино и Давиде Надали. Франко рассказывал о семилетних раскопках в Абу Тбейре (15 км к северо-востоку от Ура), где в поселении эпохи 3 династии Ура удалось найти гробницу т.н. "Маленького Принца" и много всякой глиняной посуды, а также остатки морского порта и системы каналов. Однако ни одной таблички пока нет. Надали говорил о раскопках в пригороде Лагаша Нигине. Там из письма удалось пока обнаружить только обломок одной таблички. Но зато открылся целый археологический слой 5-4 тысячелетий, который показывает медленный процесс образования города. Впрочем, обе итальянские экспедиции раскопали пока только около 3-5 процентов теллей, да еще в условиях войны. Так что все интересное еще впереди.
Из докладов 4 апреля запомнились следующие. Очень странные гробницы обнаружила в Саудовской Аравии Anaïs Chevalier. Они появились в бронзовом веке в семи районах (Dûmat al Jandal, Mada’in Sâlih,Khaybar, Al-Kharj, Harrat Rahat, Al-Faw and Bi’r Himà/An Halkan). Гробницы изготовлены из высушенного камня и имеют удивительные формы. Некоторые из них похожи на маленькие зиккураты, а некоторые вовсе имеют форму длинного клинописного знака. Откуда взялись такие формы, исследователь не знает. Если предположить, что форма зиккурата появилась в эпоху ранней бронзы как форма надгробия и затем стала формой храма в другом регионе, то что означает могила в форме горизонтального клина - совсем непонятно. Неужто шумеры и арабы где-то встречались? Да, они встречались, говорит нам доклад Сары Пиццименти, в котором речь идет о присутствии печатей эпохи Джемдет-Наср на Аравийском полуострове и на побережье Красного моря. Там же, а также в районе Вади Хаммамат, обнаружены как шумерская, так и египетская посуда. Значит, в начале III тыс. был контакт шумеров и египтян с жителями Аравии. Еще один нетривиальный доклад на шумерологическую тему прочла Астрид Нунн. Он был посвящен различным цветам окрашивания шумерских и аккадских статуй в Месопотамии. Недавно обнаружено, что многие статуи получали цветную окраску, от которой остались мельчайшие фрагменты. Так вот, шумерские изображения окрашивались желтой охрой, а семитские - оттенками коричневого или бурого. Почему? Исследователь не дает ответа на этот вопрос. Вместо ответа она приводит египетские параллели, когда женщина изображается более светлой и белой, чем мужчина. Но в Египте это связано с тем, что женщина сидит в доме, а мужчина работает на открытом воздухе. Хотя докладчица полагает, что здесь еще и разница в их социальном положении. А что мы имеем в случае шумеров и семитов? Ответа пока нет. Мне представляется важным в методологическом отношении доклад Катарины Цартнер "Волосатый/е герой/и" , где докладчица разбирает все сюжеты глиптики, связанные с мужчиной, носящим длинные волосы, завитые в шесть локонов. Она довольно убедительно показывает, что в одной ситуации этот герой может отождествляться с Гильгамешем, в другой с Хумбабой, в третьей он может быть слугой Энки лахму, а в четвертой даже олицетворением одного из близнецов созвездия Близнецы. При обсуждении доклада мы с Ирен Винтер сошлись во мнении, что изображения двух таких волосатых героев на т.н. вратах неба и земли могут быть олицетворениями бога Луны Нанны и бога Подземного мира Нергала, которые и воспринимались на небе как Великие Близнецы. Одним словом, один и тот же образ в разных ситуациях может иметь разные имена и отождествляться с различными культовыми персонажами.
Доклады 5 апреля были не менее интересными. Моя коллега Мария Сологубова (Эрмитаж) подробно изучила уникальную старовавилонскую печать из собрания Эрмитажа, попавшую в музей еще при Екатерине II, скупавшей геммы. На печати изображены сразу пять женских божеств, окружающих духа-хранителя ламассу. Докладчица точно определила каждое из божеств по параллельным печатям и предположила, что функцией печати могло быть призывание всех изображенных в качестве свидетельниц при заключении сделки в городе Сиппаре. Во время обсуждения было выражено сомнение в подлинности печати, которое, согласно ответной реплике докладчицы, снимается реставраторами глиптики, давшими экспертную оценку ее материалов. На секции "After the Harvest" были собраны доклады шумерологов по хлебно-пивной тематике. В докладе Тате Паулетте о пивоварении было высказано предположение, что пивной напиток шумеров вовсе не содержал алкоголя и был похож на русский квас (забавное совпадение: kas "пиво" = квас). Думаю, что это неверно, поскольку в шумерских литературных текстах неоднократно говорится об ошибках, которые боги допускают после пивных пирушек. Если бы kas совсем не содержал алкоголя, то не стоило бы подчеркивать роль пира в просчетах божеств. В докладе Джулии Скаццози о производстве хлеба было точно установлено, что хлеб выпекался далеко от жилищ, поскольку у шумеров были представления о противопожарной безопасности. В шумерских городах, помимо больших государственных пекарен, существовали и частные мини-пекарни, изготовлявшие и тут же продававшие свой хлеб (еще одно забавное совпадение: шум. e2-kikken = kitchen "кухня").
Столь же интересными, должно быть, были и те доклады, которые я не смог послушать, поскольку их около тысячи. В целом хочу отметить преимущества общения и докладов на одном языке, прекрасную организацию как научной, так и банкетной части конгресса, а также радушную и доброжелательную атмосферу, превратившую научный форум в праздник. Этому немало способствовали и стеллажи всех крупнейших западных издательств, продававших свои новинки прямо в холлах конференции.

  • 1
Шумеролог играет Шопена... Такая умная голова плюс музыкальность. Какие интересные люди!

спасибо! интересно. значит, миф о прядущем Геракле имеет малоазийское происхождение

Интересная догадка. Весьма возможно.

Только после таких сборищ начинаешь очень жалеть, что везде не попал... Я вот готовлюсь ехать на Съезд американской археологии в Вашингтон и уже в унынии

Да, очень хочется посадить на каждую секцию тайного агента с диктофоном. еще лучше с кинокамерой. И чтобы после каждого дня - ко мне с полной записью. Просто физически за всем не успеть.

Разве не велась съемка?

Интересно что в текстах критского линейного письма А (минойского) встречается имя KU-PA3-PA3 , которое можно соотнести с *Huwawa - Hubaba .
Может, и у минойцев, как и у хеттов писцами были ассирийцы?

Сначала язык определите, а то таких Ху-ба-ба найдется очень много.

Приведите примеры, пожалуйста, раз найдётся "очень много".

(Suspicious comment)
Меня интересуют примеры словоформы *kubaba - huwawa в других языках вне ближневосточного ареала со значением персонального имени (божества).

В минойском встречается KU-PA-PA , а не Ху-Ба-Ба и не Ху-Ва-Ва

А кто сказал, что минойское KU-PA-PA - это божество?. Вам оставили детерминатив?

Kūpapa - Māori who fought on the British side in the New Zealand Wars of the 19th century.
https://en.wikipedia.org/wiki/K%C5%ABpapa

Edited at 2018-05-04 08:46 pm (UTC)

В маори kupapa не личное имя.

А о степени вашего знакомства с минойской орфографией я могу судить по тому, что вам неизвестно что в ней не различались знаки для слогов, содержащих фонемы К и Х, так же как Л и Р.

Зато различались знаки для ПА и ПА3, так что KU-PA3-PA3 скорее всего читается как КУ-БА-БА (ХУ-БА-БА), что полностью совпадает с именем известного месопотамского божества.

Употребления отдельного детерминатива для божеств в минойско-микенской системе письма не зафиксировано, и личные имена тоже чаще всего писались без детерминатива VIR.

> В маори kupapa не личное имя.

А кто сказал, что это имя?

> не различались знаки для слогов, содержащих фонемы К и Х, так же как Л и Р.

Тем хуже для вас - число вариантов возрастает.

> Зато различались знаки для ПА и ПА3, так что KU-PA3-PA3 скорее всего читается как КУ-БА-БА (ХУ-БА-БА)

Это только догадки, ничем не подтвержденные.

Спасибо за впечатления !

Атмосфера ICAANE замечательно передана. Годика через 2 выходят труды конгресса, а пока можно просмотреть тезисы...

>Неужто шумеры и арабы где-то встречались?<

Конечно! А как же страна Дильмун, отождествляемая с Бахрейном, с которой шумеры вели интенсивную торговлю?

Более того, альтернативщики говорят, что предки Шумеров и приплыли в Шумер через Дильмун с ушедшей под воду Лемурии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account