banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Макс-веберовское у В.В.Струве

В.В.Струве написал в 1926 г. замечательную статью “Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта”. В ней религии древнего Востока разделяются по весьма существенному критерию – наличия или отсутствия представлений о посмертном воздаянии. В зависимости от этого определяется социальный оптимизм или социальный пессимизм религиозного мировоззрения. В Египте при наличии стабильной государственности преобладал социальный оптимизм, что приводило к упованию на иную жизнь и к отсутствию требований социальной справедливости в этой жизни. Напротив, в переходные и кризисные периоды представления об ином мире уступали место социальным движениям за улучшение жизни низших слоев общества. В Вавилоне же социальный пессимизм был явлением постоянным и восстаний не вызывал.
Это абсолютно гениальные наблюдения. Египетские восстания это требования восстановления централизованного управления, от которого только и можно получить посмертную жизнь в виде мира-Двойника. И требование восставших всегда одно: верните нам нашу веру в иной мир! В древней Месопотамии несколько раз были крупные городские восстания, но они совершенно не отложились в народной памяти и не породили никакой литературы. Мы о них знаем только из официальных документов и поздних гаданий, в которых они приводятся как прецеденты возможного бунта в будущем. Шумеро-вавилонский человек с самого начала осознал безысходность посмертной жизни и даже свое отчаяние перед лицом этой безысходности. Там, где появляется социальный пессимизм как следствие отсутствия упований на иную жизнь, там и начинает развиваться цивилизация. Гильгамеш это образ такого отчаяния. Человек понимает, что единственная возможность бессмертия, - ценность оставленных тобою артефактов. В Египте не могло быть Гильгамеша, потому что все люди верили в достижимость бессмертия при условии служения власти. Поэтому не от Египта идет современная цивилизация и не от Индии (где люди уснули именно на представлении о перерождениях), а от отчаяния вавилонского пессимиста, понимающего, что строить нужно здесь, строить нужно прочно, и не для себя, а для других людей. Восстание могло быть только временным выплеском агрессии. Но за ним не стояло радикального требования дать лучшую жизнь. Потому что власть сама находилась перед дверями в тот же Подземный мир, где окажется рядом с простолюдинами. И требовать от власти улучшения условий было бессмыслицей. Проще было уйти в другой район и строиться заново.

Tags: Размышления
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…