banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Мысли к юбилею Гессе

Между корректурой и всякими делами весь день думал о Гессе. И вот что надумал.
Рядом с Гете в немецкой литературе может быть поставлен только Герман Гессе. Шиллер, Гельдерлин, Гейне, оба Манна, Белль - в прошлом. Гессе, как и Гете в свое время, предсказал новый путь человечества. И вот составные части этого нового пути.
1. Гессе антропологизировал метафизику das Ding-an-sich Канта, превратив ее в учение о Selbstsein. То есть, он вычленил в человеке его собственное бытие. Это собственное бытие невозможно вне целостности самого человека, вне его связей с природой и культурой. Тем не менее, оно существует как нечто отдельное от других его частей.
2. По Гессе, собственное бытие человека основано на доверии человека силам, пребывающем в нем самом как части всеобщей природы. Тарковский, много читавший Гессе, вложил его мысли в уста доктора в фильме "Зеркало". Доктор говорит о недоверии людей природе, которая в них, о чувствующих и постигающих кустах и деревьях. Но у собственного бытия есть и вторая основа. И эмоциональность, и рациональность человека зависят от прочитанных им книг. Гессе настаивает на том, что книги способны и сформировать, и преобразить человека наряду с силами двух природ - внешней и внутренней.
3. Собственное бытие человека гармонично с природой, но противостоит любым проявлениям тоталитаризма в обществе. По Гессе, человек с самого начала находится в одиночестве, и его бытие само должно подсказывать ему меру включенности в общественное и меру противостояния ему. Необходимо чередовать одиночество и пребывание среди людей.
4. Гессе снимает гетевское противоречие между сухой серой теорией и зеленым древом жизни. Он видит жизнь внутри самой теории и теорию внутри жизни. Результатом снятого противоречия является идея вероятностного комбинирования элементов культуры, проведенного по определенным правилам. То есть, культура как игра.
5. Гессе освобождает наблюдение и исследование от актуальности и необходимости внешнего оправдания/фундирования. Он говорит, что игра самоценна, и тем самым открывает путь игровым элементам во всех гуманитарных науках.
6. Это приводит к предсказанию культуры нового типа - культуры интеллектуальных игр. Именно Гессе стал пророком игровых клубов типа ЧГК, современных реконструкторских и ролевых игр. Многим ему обязаны и ОДИ Щедровицкого, на основании которых строятся проекты современной политики.
7. Если говорить о внешнем, то Гессе предсказал единую Европу и отдельность России от Европы (он перечисляет Россию среди континентов).
8. Мы фактически живем в гессевском мире, т.е. в мире, которым управляют Магистры Игры и который виртуализирован собственным бытием магистров. Но теперь этот мир необходимо заново проблематизировать. Гессе указал на возможности новой интеллектуальной аристократии и на резервы психики индивидуума. Он отошел от всех конфессий и признал богов и демонов психическими силами. Он фактически обожествил жизненную силу природы. Но при этом за скобками его интереса осталась большая часть человечества, для которой собственное бытие оказалось не доступнее локтя, который хочется укусить. Что означает это социализированное большинство для Игры, чем оно в ней является, и насколько магистры могут управлять им или зависеть от него?
Tags: Календарь
Subscribe

  • Гильгамеш и колодцы

    Как Гильгамеш связан с копанием колодцев? Есть такой странный текст: "Если ты станешь рыть колодец, то помяни имя Гильгамеша!" Ну хорошо,…

  • "Глокая"

    В знаменитом высказывании Щербы понятно почти каждое слово. "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка" Куздра и бокр - два…

  • К генеалогии Служкина

    Пушкин: Ленский (антипод - Онегин, дуэль) Гоголь: Манилов Тургенев: старик Кирсанов (антипод - Базаров, дуэль) Гончаров: Обломов (антипод - Штольц)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments