banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Опять смотрел "Зеркало"

Каждый раз открываешь что-то новое. Теперь стала понятна связь между отсутствием облика главного героя и стихами Арсения Тарковского: "У человека тело Одно как одиночка. Душе осточертела Сплошная оболочка С ушами и глазами Величиной в пятак, И кожей шрам на шраме, Надетой на костяк". Повествование ведется душой через тело. Все, что мы видим на экране, видится нам посредством тела главного героя, как если бы это были мы сами. Когда человек смотрит, то видит то, что вне его, но он не видит всей своей фигуры, и для самого себя он не в кадре. Для того, чтобы себя увидеть полностью, ему нужно зеркало. Тело мешает душе рассмотреть Я. Это ограничение преодолевается через отражение в Ином. Ты получаешь возможность увидеть себя полностью, но искажение неизбежно. Зеркало все равно не показывает тебя таким, какой ты есть. В нем все наоборот. Значит, и твое тело, и даже зеркало становятся препятствием для того, чтобы Я полностью себя осознало. Может ли Я осознавать себя во сне, через сон? Нет, во сне Я осознает только жизнь другого человека (Тебя в другом возрасте (что тоже не равно твоему нынешнему Я), Мать, Отца, случайного доктора, погорельцев, работников издательства). Сон сообщает о жизни вне тебя. Когда герой подкидывает птицу и она летит вверх, то это твоя, зритель, рука. Это ты подкидываешь. А птица это душа. Наконец, лишенная препятствия (тела) и ложной реальности (зеркало), она покидает мир и отправляется прочь и вверх от оставленной оболочки. И отправляется она в пред-бытие, где еще нет Я, но уже произошло зачатие. Где Я существует потенциально. И весь путь фильма - от затвердевшей актуальности героя к его смерти и потенциальному существованию. Только оно как жизнь вне тела, сна и зеркала является истинным бытием героя.
Таким образом, зритель участвует в ритуале. Голос героя идет из его, зрителя, тела. Птицу подкидывает его, зрителя, рука. И все, что видит и слышит герой, зритель может применить к себе самому. В этом смысле фильм Тарковского более всего напоминает костюм героя с дыркой наверху, в которую по желанию может пролезть любое лицо.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments