banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Спектакль "Губернатор" (премьера в БДТ 22.01.2017)

Перед началом спектакля я прогулялся по фойе. Не был в главном здании БДТ 20 лет, со времен премьеры "Макбета". Портреты действующей труппы в фойе отсутствуют. Они заменены программками, что интересно, но не столь значимо, как лица и фамилии реально работающих актеров. Программки можно бы держать и в музее, повесив под стендом каждого спектакля. Экспозиция в музее расположена неудачно: портреты со сценами из спектаклей - высоко под потолком, а подписи - низко и мелко. Пока голову туда-сюда - забудешь, кто на предыдущей фотографии. Взять бинокль стоит 150 рублей, программка 50 рублей, чашка кофе 250 рублей. Однако!
Почитав ценники в буфете, решил сразу пройти в зал. В партере порадовало большое расстояние между рядами. Ноги больше не упираются в переднее кресло. Это хорошо.
Дальше... выбираю детский пересказ.
Сидим мы, значит, в зале. Тут выходят такие на сцену с красным флагом и садятся на стулья напротив нас. Потом свет гаснет, и два таких с металлическими крыльями спускаются сверху по лестницам. Потом открывается занавес, и голос ведущего говорит: "Губернатор. Рассказ Леонида Андреева в 11 эпизодах". И потом начинается. Сидит такой на кровати, потом вскакивает и кричит какого-то Алешу. А вместо Алеши приходят два таких с револьверами и стреляют в него через подушку. которой он успел накрыться, когда лег. А потом выходит взвод таких с винтовками и стреляет прямо в зал. Один раз стреляет, два, три... Промахивается и уходит... А нет, оказывается, взвод стреляет в 47 рабочих. Они погибают, и в том числе трое детей. А этот, который главный, всю дорогу мучается. Сперва он мучается, что он убил. А потом мучается, что его самого скоро должны убить. И даже знает, что его убьют из револьвера, а не бомбой. Потому что бомбой убивают тех, кто прячется. А он весь на виду и в отставку не собирается. Главный говорит со своим сыном. Сын убеждает его, что он прав, что со злодеями так и нужно. А тот говорит, что русский русского убивать не должен. А сын говорит, что нет, должен. Французы стреляют во французов, немцы в немцев. Главное, чтоб был порядок. А главный говорит, что как же так, ведь на них кресты, как и на нем. А фигня это всё, говорит его сын. Ты же не веришь ни в бога, ни в страшный суд. Это верно, говорит главный. И все же убивать не нужно было. Ну, тут такие дальше тележки с трупами, опять солдаты стреляют, сумасшедшая мать рассказывает убитой дочке сказку про великана... А потом главный встречает деда Егора, и дед подробно объясняет ему, почему он должен быть убит. В мире есть вечный закон - кровь за кровь... И вот по этому закону... А потом у главного головная боль от писем. То его проклинают, то прославляют как защитника порядка. И только одна гимназистка пишет, что ей его жалко, и когда его убьют, она поплачет о нем. А один рабочий пишет, что людей вообще убивать не следует, поэтому он не желает его смерти... И над всем этим голос ведущего, отсчитывающего эпизоды и время жизни главного. А потом еще гимназистки танцуют, а он стоит, как оцепенев. Пытается понять, какая из них его пожалела. А потом гимназистки убегают, появляются двое таких с револьверами. Они стреляют, он падает. И потом опять двое таких с крыльями залезают наверх. И актеры выходят кланяться. И еще такой в кепке с ними выходит. Улыбается чего-то. Наверно, ждет, чтоб ему похлопали.
Честное слово, ничего больше в этом спектакле не было! Действо на час тридцать без антракта. По стилю чистая невзоровщина: горы трупов на тележках, солдаты стреляют, дым идет в зал, священник машет кадилом, и пороховой дым мешается с ладаном, актеры орут в микрофон, децибелы музыки дискотечно зашкаливают. Никаких чувств это не вызывает. И никаких мыслей тоже. Вспоминается Лев Толстой, метко сказавший об Андрееве то, что я могу сказать о спектакле Могучего по Андрееву: "Он пугает, а мне не страшно". Мы сидели с сухими глазами и пустыми головами. Мы понимали, что социальный, поверхностный, технократичный режиссер Могучий поставил свой очередной эксперимент на памятной всем площадке психологического театра.
Понятно о чем. Но непонятно - зачем? Если это спектакль-заклинание, то зря. Нынешний губернатор не будет стрелять в рабочих. Во-первых, потому, что нет никаких рабочих. Во-вторых, потому, что непонятно, чего можно требовать. У людей 1905 г. были надежды на лучшее будущее, они видели перспективу. У нас этих надежд нет, потому что мы живем после перспективы. В этом отношении мы и власть сравнялись абсолютно. Народ не голоден. Народ бесправен. Но и власть тоже бесправна. Потому что непонятно, куда вообще ушел закон, и где норма, и в чем должен заключаться порядок. Ни власть, ни народ по большому счету не держатся за церковь, но на всякий случай на нее оглядываются: может, оттуда каким-то чудом придет помощь? А церковь тоже хочет оглядываться, только не знает, на кого. Как заклинание, спектакль не работает. Вообще вся апелляция Могучего к революции и революционным демократам типа Чернышевского, или к демократам-мистикам типа Андреева - в пустоту. Революция невозможна. Не стоит воскрешать плохую литературу. Не стоит и говорить со сцены банальности: в людей стрелять нельзя. Есть люди, профессия которых заключается в том, чтобы стрелять в других людей.
К сожалению, об игре актеров сказать нечего. Им просто не в чем было играть. Убедительнее всех была девочка, которая в микрофон читала письмо гимназистки и мило грассировала. Богачев и Лосев не могли проблистать в ролях полицейских. Штиль в роли деда Егора был почти не узнаваем. Хорошо это или плохо - не знаю.
Вышедшим на сцену актерам аплодировали ровно один раз. Улыбка вышедшего следом Могучего была растерянной. Когда они вышли во второй раз, зал уже встал и начал расходиться. Занавес быстро закрыли.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments