banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Первая дата рождения и социально-исторические выводы

Предыдущий пост вызвал большой резонанс. Новость была перепечатана агентством Scientific Russia https://scientificrussia.ru/news/najdeno-pervoe-v-istorii-soobshchenie-o-dne-rozhdeniya-cheloveka. Но, как и всегда в науке, за одним частным установленным фактом сразу же начинает проглядывать целая их группа.
От времени правления Лугаланды дошли еще две таблички с жертвами и рационами по поводу рождения дочери у его жены Баранамтарры. Они происходят из коллекции Н.П.Лихачева, хранятся в Эрмитаже и были изданы в автографии первым русским ассириологом М.В.Никольским (Nik 1, 157; Nik 1, 209). На первой месяц отсутствует, на второй табличке указан все тот же месяц праздника Бау. Вполне возможно, что в обоих случаях речь идет о том же событии, что и на табличке DP 218, цитированной в предыдущем посте. Но гораздо больший интерес вызывает хранящаяся в Лувре табличка DP 219 http://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P220869. Приведу ее полностью:

  obverse

column 1
1. 1(asz@c) udu nita
2. bara2-ir-nun
3. dam al-la
4. tug2-du8-a-ke4
5. dumu i3-tu-da-a

column 2
1. iti ezem {d}lugal-uru11{ki}-ka til-la-ba
2. e2-muhaldim-ma ba-na-sa6
3. udu gu7-a

reverse

column 1
1. en-ku3
2. kuruszda-kam 4(|ASZxDISZ@t|)

Obverse
column 1
1. 1 баран
2. (по поводу того, что) Бараирнун,
3. жена Алла,
4. Валяльщица (войлочных шапок),
5. Сына родила,
column 2
1. в месяц праздника Лугаль-уру при его конце
2. На дворцовую кухню пожертвован.
3. Барана съели.
Reverse
column 1
1. Сборщик налогов,
2. Откормщик скота.

А вот это уже не шутки! Ребенка родила не жена царя, а валяльщица царского головного убора. Причем родила она сына. И по поводу этого малопримечательного факта на дворцовую кухню, готовящую пищу для царя, был пожертвован баран. То есть, царский двор отметил рождение сына у валяльщицы! Известен нам и месяц, когда этот непоименованный сын родился. Полностью он называется "месяц поедания пивного солода богом Лугаль-уру". Лугаль-уру "могучий царь" - эпитет бога Нингирсу. В календаре эпохи Лугаланды это летний месяц. Указано, что рождение произошло в конце этого месяца. День жертвы неизвестен.


Есть еще одна табличка эпохи Лугаланды с жертвами, в которой вообще указано, что некая женщина родила сына (munus-e dumu i3-tu-da-a). Нет указания на дату жертв и рационов. И совсем странно, что нет даже имени роженицы, не говоря об упоминании имени ее мужа. Табличка TSA 45 хранится в Брюсселе в Королевском музее искусства и истории http://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P221406
О чем свидетельствуют все документы с указанием на рождение человека?
1. Эти документы составлялись только в эпоху правления Лугаланды.
2. Жертвоприношения доставлялись живым и мертвым.
3. Отмечались рождения как царских детей, так и детей придворных.

Ничего подобного не было ни раньше, ни после. Лугаланда в этом плане исключение из общешумерского правила не обращать внимание на даты жизни людей.
Кто такой Лугаланда? Ба, да это же тот самый коррупционер и самодур, который, согласно конусам сменившего его Урукагины, поставил чиновников над ремесленниками, отнял землю у храма в пользу своей семьи и увеличил поборы на похороны. При Лугаланде выросло количество злоупотреблений и правонарушений, совершавшихся богатыми и знатными людьми. При нем жречество храма Бау играет ключевые роли в городской политике. При нем резко увеличивается социальное расслоение, т.е. богатые скупают земли у бедняков и становятся еще богаче. В целом можно сказать, что при Лугаланде резко увеличивается сектор частной собственности и возрастает эгоцентризм людей.
В следующий раз даты рождения людей указываются только в личных гороскопах, первый из которых составлен в 409 году до н.э. А за столетие до того, в VI в. до н.э. впервые указан возраст рабыни (6 лет). Историкам хорошо известно, что в Месопотамии этого времени возникают торговые дома и банки, резко усиливается частный сектор, деньги становятся мерилом общественного статуса.
Сопоставление данных табличек Лугаланды с данными личных гороскопов приводит к совершенно определенному выводу: рост частной собственности и увеличение эгоцентризма в обществе способствуют интересу к индивидуальной судьбе человека. И наоборот - доминирование общины всех подравнивает, и факты жизни индивидуума при этом нивелируются. Поэтому в европейском средневековье так трудно найти сведения о рождении даже самых великих мыслителей. А позднеантичный гороскоп Прокла, созданный в эпоху интереса к частной жизни, - вот он, перед нами.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments