banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Кормя Гигинова Орла

Недавно прочел статью Е.В.Пчелова "Орел в античной астрономической традиции". Там рассказано о символике орла.
Автор не может понять, как связаны между собой у Гигина образы Орла, похищения Ганимеда на небо, Ганимеда-Водолея (виночерпия Зевса) и брака Девкалиона и Пирры, спасшихся от потопа. Думаю, что и сам Гигин не знал, как они связаны, поскольку происхождение этих символов шумеро-вавилонское.
Прежде всего следует знать, что латинское созвездие Aquila имеет шумеро-аккадский эквивалент "Орел Забабы". Забаба это верховный бог Киша, известный еще из гимна храмам, составленного в Абу-Салябихе (первая половина XXV в.). Его историю можно посмотреть вот здесь http://oracc.museum.upenn.edu/amgg/listofdeities/zababa/
Символом Забабы является орел, укрепленный на его стрекале. Его можно видеть на средневавилонском межевом камне вот здесь https://en.wikipedia.org/w…/Land_grant_to_Munnabittu_kudurru
Орел это созвездие рядом с Водолеем. В Месопотамии эти созвездия в III тыс. маркировали зимнее солнцестояние. Они восходили в 11-м месяце календаря, соответствовавшем январю-февралю и называвшемся Шабату. Этим словом обозначался акт сметания, срывания чего-либо ураганом или штормом, и о самом этом существительном писали, что оно употребляется относительно потопа (шабату ша абуби). К этому нужно прибавить, что на севере Месопотамии месяц шабату был временем священного брака богов, а на юге в это время оплакивали затопленные дождями города, поскольку на январь-февраль приходился пик сезона дождей. Греческий январь-февраль также считался брачным и назывался Gamelion, а символика Водолея теперь, надеюсь, понятна: название этого созвездия с рекордным количеством воды в сезон дождей. У шумеров созвездие называлось Великан, и на печатях изображался длинноволосый одноглазый великан с двумя потоками воды, выходящими из его плечей. Это изображение самого бога Энки, одноглазого согласно мифу о мировом порядке. Но у воды потопа есть еще дополнительная символика. Впрочем, как и у орла. Но она не будет понятна без знания языков клинописи.
Аккадское me "воды" омонимично шумерскому me "магические силы". МЕ являются условием существования ремесел и познания, владеть ими может только бессмертное существо. Изображаемые с потоками воды божества и люди (Энки на аккадской печати, Гудеа на статуе N) это носители МЕ, а лучшим способом изобразить эти МЕ как раз и является вода. Преодолевший воды потопа - Утнапиштим, которого боги делают бессмертным. Он становится хранителем тайного знания. Отсюда у народов древности возникают образы Еноха, Хидра и Водолея-мудреца (у Гигина), которые, будучи бессмертными и связанными с Водолеем, провозглашаются учителями человечества. Отсюда и Ганимед приобщается к бессмертию, становясь разливателем нектара богов. Далее, аккадское eru "орел" омонимично другому eru "быть беременной, находиться на сносях". Орел связан с браком и рождением, как мы видим в аккадском эпосе об Этане, где орел поднимает Этану в небо, чтобы тот добыл "траву родов". Все эти связи возникают благодаря игре слов.
Таким образом, становится понятно, что интерпретации Водолея и Орла у Гигина невозможно объяснить без учета двух факторов: а) связи созвездия с календарным месяцем и его климатическими особенностями; б) игры омонимами основных языков клинописи.

Библиография:
Пчелов Е.В. http://kogni.ru/text/p430.pdf
Емельянов В.В. Ниппурский календарь. С. 129-133.
Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал . С. 190-195.
Куртик Г.Е. Звездное небо древней Месопотамии. С. 22-26.
Selz G.J. Untersuchungen zur Goetterwelt... S. 288.
Winitzer A. Etana in Eden: New Light on the Mesopotamian and Biblical Tales in Their Semitic Context // Journal of the American Oriental Society 133/3 (2013). P. 441-465.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments