banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Апология Струве

То ли я заразился от Василия Васильевича, то ли он... прав? Общественный строй древней Месопотамии действительно был рабовладельческим. Но не потому, что рабы составляли там основную производительную силу. А потому, что там активно использовался рабский труд. Мы же не можем сказать, что рабский труд активно использовался в танском Китае или в синхронной ему средневековой Европе. Да и в раннем исламе рабство уже было запрещено, а это то же самое время. И в позднейшее время тоже не было рабского труда (в США до 60-х гг. 19 века он сохранялся как пережиток, да и то потому, что государство существовало вдали от Европы). А в Шумере, Египте, библейском обществе, Греции и Риме рабство налицо. Рабовладельческий строй это такой строй, когда каждый свободный рискует оказаться рабом вследствие невыполнения финансовых обязательств, пленения или невыкупа из залога.
Вот берем статистику по словам "раб" и "рабыня" в шумерском языке. Получаем:
arad [SLAVE] (3344x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. arad2; arad; ar3-tu; e-re "slave, servant" Akk. ardu
ĝuruš [MALE] (9902x: ED IIIa, ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. ĝuruš "young adult male; able-bodied male worker; semi-free male worker" Akk. eţlu [[ĝuruš]] = = = [wa]-ar#-du-um MSL 14, 122-127
geme [WORKER] (4025x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian, unknown) wr. geme2; gi4-in "female worker" Akk. amtu
Рабыни упоминаются даже чаще рабов. При этом рабы пишутся с показателем неодушевленности, а иногда просто "голова". Их считают как скот.
Есть даже слово "рабство":
namarad [SLAVERY] (5x: Ur III, Old Babylonian) wr. nam-arad; nam-arad2 "slavery"
А вот набрать такую статистику по свободным общинникам не получится. Потому что свободный общинник называется просто lu2 = amēlu "общинник", и это же слово употребляется для обозначения любого зрелого мужчины. Свободный до I тыс. до н.э. не имеет терминологического отличия. Всего 12429 контекстов.
В общем, да, получается, что рабство это отличительная черта ближневосточных и античных обществ. Можно сказать, что рабы не были главными в экономике. Но ведь текстов с рабами столько, что игнорировать их нельзя. Рабы упоминаются почти в каждом хозяйственном тексте.
Допустим, никаких формаций не существует. Но рабы-то были, и много. Что же, рабы есть, а рабства как отличительной черты общественного строя нет?
Tags: Наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments