?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Апология Струве
banshur69
То ли я заразился от Василия Васильевича, то ли он... прав? Общественный строй древней Месопотамии действительно был рабовладельческим. Но не потому, что рабы составляли там основную производительную силу. А потому, что там активно использовался рабский труд. Мы же не можем сказать, что рабский труд активно использовался в танском Китае или в синхронной ему средневековой Европе. Да и в раннем исламе рабство уже было запрещено, а это то же самое время. И в позднейшее время тоже не было рабского труда (в США до 60-х гг. 19 века он сохранялся как пережиток, да и то потому, что государство существовало вдали от Европы). А в Шумере, Египте, библейском обществе, Греции и Риме рабство налицо. Рабовладельческий строй это такой строй, когда каждый свободный рискует оказаться рабом вследствие невыполнения финансовых обязательств, пленения или невыкупа из залога.
Вот берем статистику по словам "раб" и "рабыня" в шумерском языке. Получаем:
arad [SLAVE] (3344x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. arad2; arad; ar3-tu; e-re "slave, servant" Akk. ardu
ĝuruš [MALE] (9902x: ED IIIa, ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. ĝuruš "young adult male; able-bodied male worker; semi-free male worker" Akk. eţlu [[ĝuruš]] = = = [wa]-ar#-du-um MSL 14, 122-127
geme [WORKER] (4025x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian, unknown) wr. geme2; gi4-in "female worker" Akk. amtu
Рабыни упоминаются даже чаще рабов. При этом рабы пишутся с показателем неодушевленности, а иногда просто "голова". Их считают как скот.
Есть даже слово "рабство":
namarad [SLAVERY] (5x: Ur III, Old Babylonian) wr. nam-arad; nam-arad2 "slavery"
А вот набрать такую статистику по свободным общинникам не получится. Потому что свободный общинник называется просто lu2 = amēlu "общинник", и это же слово употребляется для обозначения любого зрелого мужчины. Свободный до I тыс. до н.э. не имеет терминологического отличия. Всего 12429 контекстов.
В общем, да, получается, что рабство это отличительная черта ближневосточных и античных обществ. Можно сказать, что рабы не были главными в экономике. Но ведь текстов с рабами столько, что игнорировать их нельзя. Рабы упоминаются почти в каждом хозяйственном тексте.
Допустим, никаких формаций не существует. Но рабы-то были, и много. Что же, рабы есть, а рабства как отличительной черты общественного строя нет?

  • 1
американское рабство это реконструкторские игры в античное рабство.

возможно и второе издание крепостничества в Восточной Европе тоже.

Ренессанс виноват. Заигрались люди в Древнюю Грецию и Рим просто


>американское рабство это реконструкторские игры в античное рабство.
Это просто бизнес и ничего более. Собственно южные землевладельцы ухватились за рабство после того как Уитни изобрел коттон-джин. Эффективная машина для очистки хлопка сделала коммерчески выгодной массовое выращивание хлопка. Впрочем рабство в Америкеи вообще почти целиком плантационное, хлопок, сахарный тростник, табак. Без спроса на эти продукты в Европе, само по себе оно смысла не имеет. Если не плантации, то раздали бы неграм участки земли и стали бы эксплуатировать как крепостных.

Отличительная черта есть, а формации нет. Формация это концепция, по которой из какого-то произвольно взятого признака с помощью натяжки совы на глобус выводят все остальные свойства изучаемого общества. "Ручная мельница рождает феодализм" и т.п. ерунда.

Американское рабство было ничуть не "хуже" античного, как мне кажется. Вы заметили удаленность от Европы - но это как раз один из факторов способствующих появлению рабства - недостаток трудовых ресурсов. Может ощущаться как в удаленных местах (что естественно) так и в самой метрополии, что характерно для традиционных аграрных обществ.

Дьяконов стал приходить к выводу о феодализме. Мне кажется оба правы и не правы. Рабство было и на Руси. Но тут проблема что брать за отличительный признак и как его обосновывать.

Может быть, Вам будет интересно ответить на мои вопросы, а мне действительно интересно это знать:
1. Насколько распространено в древней Месопотамии употребление слова "раб" в переносном значении = насколько легко свободный признавал себя простым орудием исполнения чьей-то посторонней воли (человека, божества).
2. Насколько просто было свободному общиннику утратить свой свободный статус и насколько распространены были подобные практики (продажа за долги, продажа в рабство собственных детей, захват и продажа в рабство странников и т.п.).
3 (в связи с предыдущим). Была ли дань, уплачиваемая свободными общинниками в какой-то мере (и в какой) выкупом за их жизнь/свободу, или же это была плата за пользование принадлежащими правителю природными ресурсами (землю, воду).

1. На печатях после имени владельца часто стоит "раб такого-то бога", однако в отношении людей свободный человек никогда не называет себя рабом.
2. Совершенно верно. Все перечисленные практики хорошо известны из юридических текстов.
3. Нет.

Спасибо за ответ. Но не могли бы Вы несколько развернуть третий пункт. "Нет" - это я понимаю, как "не была ни в какой мере выкупом за жизнь/свободу". Но значит ли это автоматически, что была платой за пользование землей и водой? Как соотносится "нет" с п. 2, т.е. перспективой для неплательщика самому попасть в рабство к государю за его долг перед ним?

Вообще-то дорожку африканской работорговли протоптали именно арабы-мусульмане. После чего эстафета плавно перешла к европейцам. И, насколько мне известно, рабство было очень широко распространено на Ближнем и Среднем Востоке в средневековье.

Только в отношении чужаков, а не подданных Халифата.

Это принципиально с точки зрения общественного СТРОЯ?

Тут наверное надо копать функциональный аспект, были ли виды работ, которые выполнялись исключительно рабами и без выполнения которых социум не смог бы существовать.

Оросительная система?

  • 1