banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Утопление или "крещение" ребенка?

Бьюсь над одной шумерской пословицей. Она не дается. Но если это то самое, то даже не знаю что сказать...
2.99
163. gala-e {dumu-ni a ḫa-ba-an-da-ra-ra} {в параллельном тексте dumu-na a-a ba-da-ze2-eĝ3 }
164. iriki ĝe26-gin7 ḫe2-du3 kalam ĝe26-gin7 ḫe2-en-til3
Дьяконов переводит (ВДИ 1966/1, 24): «Если певчий зачинает ребенка, (он говорит): "nусть, как я, он, построит город, nусть, как, я, он даст жить Стране! (иронич.). И сам же пишет в прим. 94: "Соль, по-видимому, в том, что певчий обычно был евнухом".
Поскольку глагол ra(h) не значит "зачинать", а значит "to beat, kill; to break, crush; to flood; to thresh (grain with a flail)", то версия Дьяконова не проходит. Он спутал этот глагол с a ri, действительно означающий "зачинать".
А буквально это вот что:
Певчий {сына своего (в) воде топит} {в параллельном тексте сына своего в воду погружает}:
"Город, как я, пусть он строит! Страну, как я, пусть животворит!"
Здесь возможны две интерпретации:
1. Певчий приносит своего сына в жертву богу Реки. Но тогда бессмысленны его благопожелания. Зачем певчему топить сына в реке? Однако если понять это высказывание как ироническое, то певчий в нем выглядит дураком. Топит сына в реке и желает ему будущего.
2. Певчий погружает своего сына в воду в специальном обряде, после которого возможно благословение на созидательную деятельность в дальнейшей жизни. Но тогда ироничность высказывания в том, что певчий желает своему ребенку того, чего не делал сам, но говорит, что он это делал.

Другие примеры пословиц с певчими явно выставляют их глупцами, т.е. людьми, поступающими иррационально. Например: "Говорят: если у певчего тонет баржа с хлебом, он (?) стоит на берегу (и говорит): "(бог) Энки! Пусть тебе пойдет вnрок то, что ты у меня отбираешь!"

В результате получаем либо первый известный нам случай человеческого жертвоприношения в месопотамском тексте, либо обряд погружения младенца в воду, который нам пока не известен из других шумеро-аккадских источников. И то, и другое уникально.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments