Согласно книге Г.С. Старостина "К истокам языкового разнообразия", одним из наиболее устойчивых маркеров родства является базисная местоименная парадигма 'я/ты'. У каждой макросемьи она своя.
Ностратическая макросемья - *M / *T
Синокавказская макросемья - *Z / *W
Афразийская макросемья - *N / *T (для отдельных ветвей *N / *K)
Австрическая макросемья - *K / *M
Нигер-кордофанская макросемья - *M / *W
Нило-сахарская макросемья - *A / *I
Койсанская макросемья - *NG (M) / *A (для центрально-койсанских *T / *A)
Америндская метасемья - *N / *M
Отсюда вопрос. Шумерская местоименная парадигма будет по всем эпохам NG (ĝa2-e; ĝe26, иногда пишется ma-e) / Z (za-e; ze2). Вопрос Г.С.Старостину: к какой из перечисленных парадигм это может быть близко?
Г.С.Старостин: Да, я на шумерскую парадигму тоже смотрел в свое время, но парадигма полностью уникальна (для Евразии, во всяком случае). Местоимение 1-го лица с велярным носовым, конечно, ближе всего к сино-тибетскому (именно СТ, а не сино-кавказскому в целом: у СТ там особая парадигма *NG / *N). А вот 2-е лицо *Z мне неизвестно совсем. Разве что это какая-то старая палатализация из *T (как в хеттском), и тогда ближе к ностратическому варианту. Но обнадеживающие выводы можно делать только на основании именно всей пары, а не отдельных совпадений, увы.
Действительно, имеется схождение ряда тибето-бирманских слов с шумерским. Хотя их гораздо меньше, чем предложил Ян Браун в своей книги "Шумерский и тибето-бирманские".
1. тиб.-бирм. nga = шум. ngae "я"
2. бирм. lu = шум. lu2 "человек"
3. бирм. du(h) = шум. du10 (dug, dub) "колено"
4. тиб. kha = шум. ka (с падежами kag "рот")
5. Proto-Sino-Tibetan: *lŭp
Meaning: pit
Chinese: 隰 *lhǝp low, wet ground.
Tibetan: rlubs ditch, pit, pool, abyss.
Burmese: lup a cavity, the cavity of the mouth.
Lepcha: lap a well
= шум. ub4 > аккад. huppu "pit, cavity" (интересен переход l > h)
6. Proto-Sino-Tibetan: *Krij
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: brass, copper
Tibetan: gri knife.
Burmese: krijh copper, brass, LB *krijx .
Kachin: mǝgri1 brass (cf. also (H) n-khji a small knife)).
Lushai: KC *M-Gre ? iron
= шум. ngiri2 "кинжал, нож, меч".
7. Proto-Sino-Tibetan: *tŏm (~d-,-ŭ-)
Meaning: mortar, pestle
Chinese: 舂 *toŋ to hull grain with a pestle; beating stick for beating time in music.
Kachin: thum2 mortar
= шум. tun3 "топор, ступка"
8. Proto-Sino-Tibetan: *tī̆kʷ
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: good, sufficient
Chinese: 淑 *d_ikʷ fine, good.
Tibetan: sdug pretty, nice.
Burmese: thǝuk be worth, have certain value; be lucky.
Kachin: (H) thik be lucky (probably from Burm.).
Lushai: tōk be enough, sufficient, adequate.
Kiranti: *dǝ́k (/-ŋ; ~ *dók) =
= шум. dug3, du10 "быть хорошим, приятным, сладким, пресным, вкусным".
9. Proto-Sino-Tibetan: *Tǝ̆k
Meaning: clean, limpid
Chinese: 湜 *d_ǝk limpid, clear.
Tibetan: dag clean, pure =
= шум. dag-dag > dadag "быть чистым, сияющим"
10. Proto-Sino-Tibetan: *chĕŋ
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: clean, clear
Chinese: 清 *cheŋ clear, pure, bright.
Tibetan: saŋs (p. (b)saŋs, f. (b)saŋ) to clean (dirt etc.), cleanse, (b)seŋ clean, white, ãchaŋ to take away, to take off (cf. also gcaŋ be clean, chaŋs purified, clean).
Burmese: ćaŋ be clean, pure.
Kachin: seŋ1, ceŋ1 be clean, pure, free (cf. also (H) coŋ to remove, clear away).
Lushai: thiaŋ (thian) be clear, KC *M-r?-thiaŋʔ.
Lepcha: čóŋ to wash, to cleanse, to purify
Kiranti: *sèŋ =
= шум. šen "быть чистым, священным"
11. Proto-Sino-Tibetan: *ŋāH
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: five
Chinese: 五 *ŋhāʔ five.
Tibetan: lŋa five.
Burmese: ŋah five, LB *ŋhax.
Kachin: mǝŋa1 five.
Lushai: ŋa, paŋa five.
Kiranti: *ŋǝ ( ~ -a) =
= шум. ja2 "пять"
12. Proto-Sino-Tibetan: *lĭj (p-)
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: four
Chinese: 四 *slhij-s.
Tibetan: bźi four.
Burmese: lijh four, LB *(b)lijx.
Kachin: mǝli1 four.
Lushai: li four, KC *b-n-d'-li
Kiranti: *bhlí ( / *bhä́li) =
= шум. limmu2
13. Proto-Sino-Tibetan: *sǝ̆ (r-)
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: sinew, tendon, thread
Chinese: 絲 *sǝ silk, thread.
Tibetan: rca, rcad vein, root.
Kachin: lǝsa3 a tendon, sinew.
Lushai: tha sinew, tendon, KC *Vr-tha.
Lepcha: so
Kiranti: *sǝ́ =
= шум. sa "жила, мускул, струна"
14. Proto-Sino-Tibetan: *śūm
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: take hold of; fist, a fist-measure
Kachin: šum1 to take hold of, ginšum3 to embrace, lǝšum3 a hold
Lushai: sūm to catch hold of with closed fist; to withhold, hold back; a measurement equal to twice the length of the closed fist =
= шум. sum, šum2 "отдавать в руки, дарить"
15. Proto-Sino-Tibetan: *ʔʷīj (s-)
Sino-Caucasian etymology: Sino-Caucasian etymology
Meaning: blood
Chinese: 血 *swhīt blood.
Tibetan: yi spirit.
Burmese: swijh blood, LB *Sujx.
Kachin: sai2 blood.
Lushai: thi blood, KC *thi.
Lepcha: vi
Kiranti: *hì
Comments: Tsangla yi; BG: Dimasa thi, Garo anʔ-tśi, Bodo tǝ́y; Rawang śö; Trung čǝi1; Kanauri świ; Rgyarung -śi; Moshang tă-gri; Banpara a-dźi; Miri iyu; Vayu vi; Bahing hu-si; Digaro hǝroi~hrwei. Sh. 52, 135, 442; Ben. 51; Mat 181
= шум. zi, ši "жизнь, душа".
16. Proto-Sino-Tibetan: *mrĕŋ
Meaning: cry (of animals, birds)
Chinese: 鳴 *mreŋ cry of birds, sound of animals generally.
Tibetan: smreŋ, smraŋ word, speech.
Burmese: mrań to sound, cry (of birds) =
= шум. mušen, mutin "птица".
17. Proto-Sino-Tibetan: *tōŋ / *tōn (~ d-)
Meaning: winter, autumn
Chinese: 冬 *tūŋ winter.
Tibetan: ston autumn.
Kachin: ginthoŋ3 the dry season
Comments: Here perhaps Tani *doŋ 'rain'. Cf. PAN *rendeŋ 'wet season, winter'.
= шум. ten, te-na "прохлада, холод", en-te-na "зима”
Однако, если мы обратимся к списку наиболее устойчивых 20 слов сводешевского списка, то картина не будет столь радужной.
3. Proto-Sino-Tibetan: *nĭj (k-, -s, -ks)
= шум. min
= шум. eme
= шум. umbin
= шум. iti(d)
17. Proto-Sino-Tibetan: *ʔʷīj (s-)
Все эти данные свидетельствуют только об одном: шумерский принадлежал к полностью исчезнувшей группе языков, которая, возможно, контактировала с сино-тибетскими или принадлежала к сино-кавказской макросемье. Ни один из языков "шумерской группы" не дожил до письменности, его ближайшие родственники вымерли. Отсюда уникальное положение шумерского в современной лингвистике.