banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Покров в "Дубровском"

Своей догадкой по поводу календарной датировки "Носа" я, кажется, углубился в золотую жилу, которую условно можно назвать "русская литература и календарь". Никому не приходило в голову расписать русскую литературу по месяцам, дням, праздникам. А ведь это очень важно для понимания самих сюжетов.
Например, повесть Пушкина "Дубровский". У нее есть хронотоп - противостояние Покровского и Кистеневки, а ее кульминацией является праздник храма Покрова в селе Покровское. То есть, пространство-время повести сходится в дне 1 октября. А в этот день Богородица (Мария, если кто забыл) укрыла в Византии христиан от разбойников-мусульман, посягавших на ее храм. И теперь вспомним, что Дубровский, в течение трех недель мечтавший убить Троекурова, именно в этот день 1 октября впервые открывает себя Спицыну, и этот шаг становится для него концом всего преступного замысла. А еще через несколько дней он открывается и Марье Кирилловне. И говорит буквально следующее:
"Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось".
Она Мария, он разбойник, время разговора - несколько дней после Покрова в Покровском. Ну, а Троекуров, Спицын и прочие - спасенные христиане.
Кстати, подумалось еще об одной Марии - дочери капитана Миронова. Гринев остался жив и несудим только благодаря тому, что встретил ее. У Пушкина Мария, должно быть, часто связана с Богородицей. Она осуществляет Покров над теми, кто в нем нуждается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments