banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Душа = жизнь в шумеро-аккадской религии

Переношу из ФБ, потому что там все теряется.

Досточтимый Алексей Муравьев, слушаю ВКонтакте Ваши лекции "Платоновская антропология и раннехристианская аскетика" и думаю вот о чем. В шумеро-аккадской культуре есть слово ZI "душа" от глагола "подниматься (вверх)" = napishtu "душа" от глагола "дышать". Но в ней душа не становится эйдосом жизни и эйдосом тела, как Вы говорите про платоновскую псюхэ. Слово есть, а семантики нет. Душа в месопотамских текстах тождественна самой жизни. Но вот почему это происходит? Возможно, потому, что шумеры сделали эйдосом категорию МЕ. Именно она основа жизни. И под влиянием шумеров восточные семиты также не стали воспринимать душу как эйдос, введя в аккадский язык буквальное заимствование шумерского МЕ - слово mu. Но МЕ = mu находятся только во владении богов и обожествленных царей, простые люди ими не обладают. Отсюда и отсутствие у людей души как эйдоса при наличии души-жизни, равной процессу дыхания. Как-то так оно пока что объясняется.


А.М.: Дорогой коллега, это крайне интересно. Особенно, если еще вспонить египетскую категорю двойника (КА). надо бы еще подумать про типологию этого на Ближнем ВОстоке в древности.
Е: я давно заметил, что шумер. МЕ и егип. КА идут парой, они как-то связаны. Но в египетском душа это скорее БА, которая изображается в виде птицы.
А.М.: Да, тут сложная стыковка. Мне не до конца понятна идея Перепелкина и от него зависящего Коростовцева про "энергию". Но душа-птица - это скорее переселяющийся ее компонент, как бы метафора переселения в царство мертвых.
Е: Сложность стыковки в частичном перекрывании семантических полей. КА, судя по иероглифу и корню, связана с концептом удвоения-умножения сущности. Образ - то, как проявляет себя исходная субстанция царя. В МЕ то же самое. Глагол МЕ означает "являться кем-то или чем-то". МЕ, таким образом, связана с воплощением чего-то уже существующего, с тем же самым удвоением сущности. Вот здесь они совпадают. Но: МЕ не есть субстанция царя. Это имперсональная сила, первичная по отношению к богам. Боги могут творить только в том случае, если владеют МЕ. И здесь расхождение с КА. Если мы возьмем аккадские тексты, то в них мертвые тоже птицы, поскольку одеты крыльями. Но у них нет душ. То есть, напишту - то, что ДО переселения.
Смотрите, какой контекст я нашел: Abzu zi-kalam-ma "Абзу - душа Страны". Имеется в виду, что без подземных вод не будет жизни в стране. Здесь душой как жизнью является вода.
А вот еще, из "Энки и Нинхурсаг": šeš-ĝu10 a-na-zu a-ra-gig zi-ĝu10 ma-gig "Брат мой, что у тебя болит? - Душа у меня болит". Но zi gig здесь значит болезнь органов дыхания, потому что дальше по списку идут ребро, бедро и т.д.
А.М.: Это уже почти Гиппократ с его печенью-душой))) Очень интересно!
Е: Вот интересная пословица, которая вошла в песнь о Гильгамеше и Агге: gub-gub-bu-de3 tuš-tuš-de3 zib2 anše dab5-dab5-be2-de3 dumu lugal-la de2-de2-de3 a-ba zi-bi mu-un-tuku "Стоять, сидеть, повод осла держать, за царским сыном ходить - кто имеет дыхание для этого?" То есть, стоит ли ради этого жить? И опять душа-дыхание равна жизни, несубстанциальна.
А.М.:
Прямо Коhелет.
Е:
А вот еще пословица UET 6/2 258 1. [lu2 niĝ2]-gen6-na [zi]-ni al-su3-ud 2. [nam]-/til3\ saĝ rig7-bi "Праведный человек - душа его долга. Жизнь - дар ее". Долгая душа = длинная жизнь.
Алексей, так и не нашел я в большом корпусе шумерских текстов ни одного случая, когда душа была бы особой субстанцией и эйдосом жизни человека. Даже вот что есть: "пусть он подавится (букв. заткнет себе дыхалку (zi)) испорченными лепешками и тухлыми яйцами!"
Александр Рыбалка: В иврите нижний уровень души - нефеш, жизненная сила. Есть еще руах (дыхание жизни), нешама (дух, делающий человеком), хайя и йехида. Йехида выдается только евреям на субботу (с утра субботы до вечера).
Е:
Как раз шумеро-аккадская душа эквивалентна иуд. хайя. Интересно, что и аккад. эквивалент имени Энки был вначале Хайа, а потом превратился в Эа. То есть, существовала явная связь между жизнью, водой и душой.
А.М.:
Вообще говоря, у меня есть ощущение, что "душа" в смысле особой субстанции - это понятие связанное с вызреванием философской абстракции едва ли не в связи с монотеизмом.
Е:
А БА египтян? Ведь там уже есть зерно, пусть и имплицитно.
А.М.:
Владимир, БА - это как раз такое вызревание. Мне вспоминается Тураев с его идеями про имплицитный монотеизм))) Это конечно перегиб, но египетские концепции совершенно особенные.
Е:
Да, именно от Египта ведет какая-то ниточка к монотеистическому мировоззрению. Искать его на самом Ближнем Востоке - пустая трата времени.
Марианна Шахнович: Владимир Владимирович и Алексей Владимирович: еще у Демокрита душа - это дыхание и жизнь, связана с кровью. Это крайне архаическое представление, например, есть в описаниях верований нивхов у Штернберга. Если человек перестает дышать или истекает кровью, то значит, что душа его покинула. Отсюда представление, что душа - в крови. То же и в кн.Левит и во Второзаконии.
Юрий Гугуев:
Алексею Муравьёву: "Вообще говоря, у меня есть ощущение, что "душа" в смысле особой субстанции - это понятие связанное с вызреванием философской абстракции едва ли не в связи с монотеизмом". Это, видимо, в целом, верно. Оттого у народов Сибири и Севера "душу" в нашем смысле тяжеловато отыскать будет. Зато самых разнообразных "ZI" большое количество у каждого народа.
Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments