banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

"Алиса" в БДТ

Только что вернулся со спектакля, который давали в Каменноостровском театре. Погода мерзкая, вода и лед под ногами, сверху сыплет мокрый снег. Туда и обратно ехал на такси.
Спектакль вызвал сложные чувства... Нет, сложные мысли. Пожалуй, это самый умный спектакль, который я видел за свою большую карьеру театрала. Много логических парадоксов и математических задач. Парадокс лжеца, загадка о городе лжецов и городе правдецов и тому подобные кроссворды. С чувствами как раз сложнее. И с актерскими, и со зрительскими.
Жанр спектакля определен как "бег по кругу в 2-х действиях". Содержание спектакля, несмотря на все извивы сюжета и парадоксы мысли, пересказать легко. Чай, не Кэрролл писал (хотя цитаты из него тоже наличествуют).
Действие первое. Зрители сидят на сцене, актеры - в зале. Пожилая Алиса застревает в лифте, где ее начинают одолевать персонажи прошлого. Они предлагают ей вновь стать маленькой девочкой и вспомнить, как совершается бег по кругу. Алиса спрашивает, зачем бежать по кругу второй раз. Ей отвечают, что нынешний бег будет мемориальным, то есть, он будет посвящен памяти того бега. Тогда, в первый раз, все бегали оттого, что были мокрыми. А отчего они были мокрыми? Первый вариант - наверно, потому, что обос..лись от страха. Второй вариант - потому, что Алиса была тогда живой девочкой и наплакала море слез. И вот все бежали, чтобы просохнуть. А теперь зачем бежать, если мы больше не мокрые? Если нет страха и нет слез? Алиса не хочет в то прошлое и в тот бег. Устами Кэрролла она говорит, что если хочешь остаться на месте, то нужно бежать изо всех сил, а если хочешь вперед, то следует бежать в два раза быстрее.
Действие второе. Актеры и зрители сидят в зрительном зале за столиками. Идут странные рассказы персонажей о том, что они дружили с Алисой, были ее мужьями, видели ее на улице. Потом выходит сама Алиса и говорит, что больше всего она хотела бы положить голову на колени своей матери. За ее спиной группа молодых актеров изо всей силы бежит на месте и задыхающимися голосами повторяет слова Кэрролла по поводу того, что "если хочешь остаться на месте..." Алису вытаскивают из лифта. Занавес.
Понятно, что на второе действие ни текста, ни таланта у авторов не нашлось. Понятно и то, к чему пришли эти мыслители. Алиса не хочет в прошлое и не может в будущее. Она желает попасть в свой детский рай и увидеться с матерью. То есть, Алиса хочет на тот свет. Оптимистично.
Теперь об актерах. Фрейндлих совершенно без возраста. Играть ей в спектакле нечего, поэтому она просто сияет. От нее исходит такой свет, что забываешь про весь этот вымученный текст и просто смотришь на нее как на чудо. Остальные не идут ни в какое сравнение. Но... В спектакле есть яркая личность по имени Ируте Венгалите. Она то Королева шахмат, то Мать Алисы. Играть ей, в общем, тоже нечего, но фактура и голос прекрасны. Я даже не знал, что в театре еще есть хорошо поставленные голоса и безупречные дикции. Еще бы роли были... Неплохо играли Ивченко и Лосев. Лосев был в парике рыжего клоуна, Ивченко без всякого грима являл собой средневекового мага и звездочета. Интересно вела себя на сцене актриса-девочка Алиса Комарецкая, изображавшая юную Алису.
Поскольку мысль была неглубокой, а чувства вообще не показывались, то театр работал с харизмой актеров и со спецэффектами. Тут тебе и монолог Доменико из "Ностальгии", и ария в исполнении Марии Каллас, и кукла-робот, и стишки из школьного фольклора, и обилие непристойных слов и выражений, которые я не думал встретить в БДТ. Вдобавок в начале второго действия Лосев (или его персонаж, понять трудно) спрашивал, сколько денег зритель готов заплатить за место на диване рядом с ним. Желающих не нашлось, а я подумал, что соткалось из воздуха что-то вроде воландовского варьете... В общем, режиссер Могучий успешно разрушил пространство между зрителем и сценой. Если уж актеры сегодня предлагают полежать рядом с собой на диване, то можно представить себе, что они будут предлагать завтра. И, разумеется, за отдельную плату.
Что-то не то...
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments