banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

О расизме Дарвина в "Происхождении видов"


В Интернете старательно распространяются сочинения мусульманского проповедника Харуна Яхьи, среди которых есть и статья "Истинная идеологическая подоплека терроризма. Дарвинизм и материализм" http://www.harunyahya.ru/article_darwinism_materialism.php. В этой статье приводится высказывание, приписываемое Чарльзу Дарвину:

"В некотором не таком уж и далеком будущем, которое измеряется лишь веками, цивилизованные расы, несомненно, истребят, а затем полностью заместят дикарей по всему миру. В то же время антропоморфная обезьяна (то есть переходная стадия от обезьяны к человеку) тоже будет уничтожена. Разрыв между человеком и его ближайшими предками будет быстро увеличиваться, и разница между цивилизованными людьми и дикарями станет примерно такой, как между кавказскими народами и гиббонами, в то время как сейчас она такая, как между неграми или австралийцами и гориллами"

Источник, по которому цитируется высказывание:
Чарльз Дарвин-О происхождение видов путем естественного отбора, С.Петербург, 1910 иии

Что значит "иии" и почему не указаны страницы, почему турецкий автор ссылается на издание 1910 года - остается непонятным.

Между тем, если заглянуть в русское издание "Происхождения видов" http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html или в английский подлинник http://www.literature.org/authors/darwin-charles/the-origin-of-species/, такого выражения и даже таких слов найти нельзя. Достаточно провести лексический поиск на слова этого предложения - и легко можно убедиться в том, что, например, существительное race употребляется в данном произведении только в значении "порода животных, сорт растений" (также race-horse "скаковая лошадь"), а об отборе людей в тексте книги вообще речи нет.
Следовательно, обвинение Дарвина в расизме на основании ссылки из Харуна Яхьи, взятой непонятно откуда, должно быть признано несостоятельным. Что бы ни писал Дарвин в других сочинениях, но именно в его книге "Происхождение видов" подобное высказывание не содержится.

Но возникает вопрос: а содержится ли такое высказывание где-либо в других его работах? На что-то же должен был ссылаться Харун Яхья, не сам же он это придумал?

И в самом деле, похожее высказывание мы находим в другой книге Дарвина - "Происхождение человека и половой отбор", переведенной на русский язык в 1896 г. великим физиологом И.М.Сеченовым http://macroevolution.narod.ru/darwinman/index.html. Вот что буквально там сказано:

Значительный пробћлъ въ органической цћпи между человћкомъ и его ближайшими родичами, пробћлъ, который не можетъ быть пополненъ ни однимъ изъ вымершихъ или живущихъ видовъ, часто служилъ важнымъ аргументомъ противъ мнћнія, что чело­вћкъ  {111}  произошелъ отъ какой-либо низшей формы. Ho этотъ фактъ не будетъ имћть осо­беннаго значенія для тћхъ, которые, въ силу общихъ доказательствъ, вћрятъ въ начало постепеннаго развитія. Пробћлы встрћчаются постоянно во всћхъ рядахъ животныхъ; нћкоторые изъ нихъ значительны, рћзки и опредћленны; другіе же не имћютъ большого значенія. Я укажу на пробћлы между орангомъ и его ближайшими родичами; между Tarsius и другими лемурными; между слономъ и тћмъ болће между утконосомъ и эхидной, и другими млекопитающими. Но всћ эти пробћлы зависятъ только отъ числа вымер­шихъ родственныхъ формъ. Въ какой-нибудь изъ будущихъ періодовъ — и даже не слишкомъ отдаленный, если мћрить столћтіями — цивилизованныя человћческія расы почти навћрное уничтожатъ и вытћснятъ въ цћломъ мірћ дикія расы. Къ тому же вре­мени, какъ замћчаетъ проф. Шафгаузенъ1), человћкообразныя обезьяны будутъ, безъ всякаго сомнћнія, уничтожены. Пробћлъ въ этомъ случаћ сдћлается еще больше, потому что онъ будетъ лежать между человћкомъ, можно надћяться, еще болће цивилизованнымъ чћмъ кавказское племя, и обезьянами, настолько низкими какъ павіаны, тогда какъ теперь онъ идетъ, отъ негра или австралійца къ гориллћ.

Дарвин ссылается на статью немецкого профессора Шафгаузена в Anthropological Review (April 1867), p. 236. Этот же Шафгаузен упоминается в книге еще три раза. В том числе и в таком контексте:

Въ Европћ древнія расы стояли, по Шафгаузену1), «на низшей ступени, чћмъ наиболће грубые изъ современныхъ дика­рей»; они слћдовательно должны были отличаться до нћкоторой степени отъ всћхъ суще­ствующихъ расъ.

То есть, Шафгаузен определяет древних европейцев как еще более грубых варваров, чем современные дикари, и в этом находит их отличие от остальных народов. Расизмом, возвышающим европейца над остальными племенами, тут и не пахнет. В первом же случае Шафгаузен говорит об этапах развития от человекообразных обезьян к цивилизованному человеку и о постепенном отмирании промежуточных звеньев. А Дарвин только пересказывает его идею.

Подведем итоги. Харун Яхья дает, во-первых, неверную ссылку на Дарвина, во-вторых, изымает из подлинного текста дарвиновскую ссылку на Шафгаузена. Известна любовь Дарвина к подробному пересказу чужих идей, которыми перенасыщены его книги. В данном же случае в качестве подтверждения своего тезиса о пробелах в органической цепи между человеком и высшими животными он ссылается на одну из работ этого немецкого ученого. Если говорить о расистской составляющей высказываний Шафгаузена, приведенных у Дарвина, то она отсутствует. Шафгаузен считает европейских предков еще худшими дикарями, чем все остальные народы, а границу проводит только между дикими (т.е. нецивилизованными) и цивилизованными народами. Такая граница проводилась еще шумерами и греками, делившими людей на "знающих город, царя и письмо" и не знающих оных. Следовательно, инсинуации Харуна Яхьи по поводу данной цитаты из Дарвина должны быть таковыми и признаны, а подлог в цитате - не что иное, как откровенное мошенничество.  
 

Tags: Разоблачения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments