banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Теория эволюции Ибн Халдуна (1332-1406)

Наблюдая этот мир, мы видим, что все явления в нем подчинены порядку, закону, происходят по определенным причинам, связаны между собой и превращаются друг в друга - чудеса мира не ограничиваются этим и не кончаются на этом. И это начинается с чувственно воспринимаемого телесного мира. Прежде всего мир элементов свидетельствует о постепенности перехода от земли к воде, затем к воздуху, затем к огню; и все это связано друг с другом...
Далее, посмотри на мир сложных тел, как он начинается с минералов, затем следуют растения, затем животные, и все это в удивительной последовательности; там, где кончается мир минералов, начинается растительный мир, например, травы, у которых нет семян.  Там, где кончается растительный мир, например пальма и виноград, начинается мир животных, таковы ракушки и улитки, наделенные только силой осязания...
И расширялся мир животных, и умножались виды их до тех пор, пока не появился человек, наделенный способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны, которой свойственны сметливость и способность к восприятию, но которая лишена способности к мышлению и обдуманным действиям (Мукаддима I, 173-174).

Человек приобрел способность мыслить после того, как его животная природа достигла совершенства. Начал он с различения своих действий. До этого человек не имел вообще никаких знаний и был таким же животным, как все другие, - из крови, мяса и с шерстью (Мукаддима I, 374).

Аллах (слава Ему!) сотворил человека, создав его таким образом, что его жизнь и существование невозможны без пищи. Он повел человека к поискам ее с помощью разума и той способности к добыванию ее, которой он его наделил. Но у одного человека недостаточно сил для добывания нужной ему пищи, ему не хватило бы для этого всей его жизни... Необходимо объединение сил многих ему подобных для получения пищи ему и им. При взаимной помощи у людей достаточно сил для удовлетворения своих нужд, ибо число работающих велико... А если существует взаимная помощь, то добудет он и пищу для пропитания, и оружие для защиты. Тогда исполнится мудрое предначертание Аллаха о существовании человека и сохранении рода его. Таким образом, это объединение необходимо для рода человеческого. Иначе невозможно существование людей и осуществление желания Аллаха заселить ими мир и дать им своего наместника. Таков смысл общественной жизни, которую мы сделали предметом исследования этой науки. (Мукаддима I, 68-69).

Итак, в эволюционной теории Ибн Халдуна:

1. Основным законом жизни человеческого общества считается закон кооперации, а не борьбы за существование. Тем самым уничтожается на корню социальный дарвинизм.
2. Эволюция живого мира не противопоставляется идее творения мира Богом, что лишает всякого основания религиозные споры по поводу богоотступничества эволюционистов. Аллах создал мир как таковой, а дальнейшие преобразования мира носили сугубо естественный характер.
Tags: Выписки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments