banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

28 апреля. Остужев и Банионис

140 лет со дня рождения Остужева. Его триумф длился 6 с половиной лет (1935-1941). Его прославила роль Отелло в Малом театре. Эту роль подарили ему супруги Радловы, которые во время войны оказались на оккупированной территории. Переводчик Анна Радлова умерла в лагере в 1949 году. Сергею Радлову - режиссеру спектакля - повезло дожить до освобождения, до своей смерти в 1958-м он работал режиссером в Латвии. Остужев играл Отелло после 60 лет и полностью глухим. Каждая строка в этом абзаце напоминает о чьей-то трагедии. Первой, разумеется, была трагедия самого Отелло.
Второй великой ролью Остужева был Уриэль Акоста - борец с идеей бессмертия души и один из отцов агностицизма.

90 лет со дня рождения Баниониса. Его герой - средний человек, туловище и душа. Все зависит от того, куда душа потянет туловище. Если вверх - получится Кельвин и Гойя, если вниз - Клетчатый. А что такое Ладейников? Возможно, это чистилище. Банионис идеально выражает переход - будь то на иную планету (Кельвин), в будущее (Мак-Кинли) или в средоточие чужого мира (Ладейников). Переход заканчивается пробуждением, просветлением. Банионис как Будда кинематографа.

Есть ли что-нибудь общее у Остужева и Баниониса? Скорее, исторически обусловленный антагонизм. Остужев в 30-х старается избавить тело от души. После чего оно наполняется страстями и сжирает своего обладателя. Затем маятник идет назад. Банионис в 70-х возвращает душу в тело и смиряет страсти. Но при всей оппозиции решений тема у них одна.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments