"Почему Россия осталась без философии? С одной стороны, все объясняется довольно просто: в русском языке нет артиклей. Люди просто не различают, когда речь заходит о конкретном, а когда об абстрактном, когда об общем, а когда об особенном".
Позвольте не согласиться. В санскрите и китайском артиклей нет, но есть философия. В арабском наличествует только определенный артикль, а неопределенного нет, но философия там тоже есть. А в норвежском с артиклями полный порядок, но философии там нет. Итак, опытным путем установили, что артикли с философией не связаны.
"Например, в русском языке чрезвычайно сложная система отношений между грамматически слабым временем, грамматически сильным видом и мало-помалу исчезающим наклонением глагола".
Время в языке бывает простым или сложным, прошлым-настоящим-будущим, либо вовсе совпадает с категорией вида. Что такое "слабое время" и "сильный вид", тем более "исчезающее наклонение" глагола? Это какая-то неведомая мне лингвистическая терминология. Правда, в музыке есть слабое время как обозначение четных долей в размере. Но статья вроде бы не о музыке.
"Когда нужно быть прямой, русская речь избыточно метафорична, говорящие отвлекаются на второстепенные детали и никогда не могут довести до разумного конца ни одного сколько-нибудь серьезного умственного начинания. Отчасти, но только отчасти, скрадывают эту фатальную афилософичность русского языка неоспоримые поэтические достоинства".
А вот с этим соглашусь. Философствуют у нас все больше литераторы. Категориальный аппарат русской философии отсутствует, он заменен набором мифологем. Все точное у нас выражается либо таблицами, либо уравнениями. А словами труднее. Слова служат топливом для разгона фантазии.