?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Незаметная утрата
banshur69
На 88-м году жизни скончалась актриса Большого драматического театра Нина Алексеевна Ольхина. Все любители театра понесли очень тяжелую утрату. Завтра похороны. Но, кроме дежурных фраз и перечисления ролей, никто ничего по сути не сказал.
Ольхина была очень большой актрисой. Но она почти не снималась, почти не гастролировала и не давала интервью. Драма Ольхиной заключалась в том, что по самому своему складу она принадлежала тому старому русскому театру, который умер после Великой Отечественной войны. Можно сказать, что муза Ольхиной была старше (если вообще не древнее) музы Товстоногова. Она была создана для греческих трагедий и романтических пьес. Ей нужно было играть в паре с Остужевым в Малом театре. Поэтому так хороша она была в роли Клеи в пьесе "Лиса и виноград" (1957, есть запись) или в роли Ларисы в "Бесприданнице". Виолончельный голос, выразительные жесты, настрой не на разыгрывание характера в пьесе, а на музыкальную партию спектакля. Она пела, а не говорила, помавала руками, а не размахивала, танцевала, а не ходила по сцене. Товстоногов изводился, не зная, что ей поручить: она играла мимо реализма, психологизма, интеллектуализма и всякого другого -изма. Моя знакомая, актриса БДТ Елизавета Петровна Сердечкина, одно время игравшая Мелиту в "Лисе и винограде" и много раз смотревшая "Идиота", вспоминала, что Ольхина делала Настасью Филипповну натурой скорее одержимой, чем просто страстной: в ней было чувство судьбы, и она бесстрашно шла навстречу своей гибели, как греческая героиня. Мы можем видеть в телезаписи фрагмент спектакля "Горе от ума", где Ольхина играет жену Горича. Там вообще все чудесно расползаются по своим актерским манерам: Юрский играет фарс, Копелян реалистичен, а Ольхина неожиданно певуча и антична. Точно то же происходит и с Аркадиной в телеспектакле "Чайка". Она страдает и плачет, рвется из себя и совершенно не по-чеховски ведет свою партию в хоре театральных звезд, нацеленных на реализм. Мне довелось видеть ее в роли Мурзавецкой в спектакле "Волки и овцы" в 1983 году. Вместо стервы и интриганки у Нины Алексеевны откуда ни возьмись появлялась затравленная жизнью несчастная женщина, которая пела Лыняеву свою историю. Как ни печально, она, наделенная гениальными способностями трагической актрисы прошлого, не смогла найти своего места в новой театральной эстетике. Однако это не делает ее свершения меньше. Скорее, на мой вкус, указывает на недостаток культуры у ее партнеров, слишком угождавших современным требованиям. Впрочем, это современничанье и сделало их популярными, а Ольхину увело в тень. Но достижение актера остается достижением даже в том случае, если оно не было должным образом воспринято основной частью публики. Творец старается не только для людей...
Ольхину можно поставить в один ряд с Алисой Коонен и с поздней Аллой Демидовой. Три гречанки, вынужденные жить в эпоху соцреализма.
Думаю, что будущее, услышав Ольхину в записи и увидев немногочисленные сохранившиеся спектакли, сполна оценит ее гармонический талант и несуетное устремление к совершенству. Она была прекрасна.

  • 1
Как вы красиво написали.

Воплощенная и законченная женственность - редкий дар...

"Мне довелось видеть ее в роли Мурзавецкой в спектакле "Волки и овцы" в 1983 году. Вместо стервы и интриганки у Нины Алексеевны откуда ни возьмись появлялась затравленная жизнью несчастная женщина" - пока читала, подумала, что видела именно такое в фильме, где Мурзавецкую играет Демидова, а потом Вы и сами ее упомянули. Фильм 2006 г., "Русские деньги"

Согласна с написанным.Как бы была у времени в плену,занимаясь делом своим.

  • 1