banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

2, 4 или 5 февраля. 120 лет Питириму Сорокину


 

Невероятный человек и очень актуальный мыслитель. Сколько было у него жизней - не сосчитать. Первая жизнь - иконописец в уезде Коми. Вторая - эсер, "Товарищ Иван". Третья - студент университета и Бехтеревского института. Четвертая - этнолог и психолог. Пятая - заключенный советской тюрьмы. Шестая - великий социолог, профессор Гарварда. Седьмая - великий философ культуры. Наверно, в промежутке были еще какие-то жизни, всех не упомнишь. Он два раза начинал борьбу и выходил из борьбы. В первый раз, когда посадили при царе, он ушел в этнографию. Во второй раз, после большевистской тюрьмы, - в социологию. В тот второй раз он официально, через газету объявил о прекращении всякой политической деятельности, чем восстановил против себя прежних соратников. Впрочем, соратникам оставалось недолго жить, а официальное признание своего поражения спасло Сорокина для науки: Ленин милостиво подцепил раскаявшегося эсера к философскому пароходу.
Думаю, что несильно погрешу против истины, если скажу, что самым ценным пассажиром того парохода был именно Сорокин. За границей он стал основателем аналитической социологии и автором одной из главных книг XX века - культурологического труда "Социальная и культурная динамика" (1937-1941).

По Сорокину, развитие культуры определяется формулой свободы. Она выглядит так: Свобода = в числителе сумма желаний, в знаменателе сумма средств. Для достижения свободы человек либо уменьшает сумму желаний (тогда это религиозная или идеационная культура), либо увеличивает сумму средств для их удовлетворения (тогда это культура чувственная или сенсативная).
Все существовавшие в истории человечества культурные системы Сорокин делит на три основных типа, которые, по его мнению, образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеационную и чувственную (или - сенсативную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеационная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики.

Идеационная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв. Идеационное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями — сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой». Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационного искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеационной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях». Божественное откровение идеационной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеационные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеационное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеационной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения» .

Чувственная (или сенсативная) культура является антиподом идеационной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенсативное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенсативного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями, — подчеркивает Сорокин, — наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки». По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационного, искусства.

Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки».

Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.
Что же предсказывал Сорокин современному человечеству? Разумеется, крах нашей сенсативной культуры и переход к новой идеационности. Но теперь это будет не религиозная идеационность в средневековом духе, а поиск новой религиозной истины на основе творческого альтруизма.
С точки зрения Сорокина, будущий мир станет царством Реальности, состоящим из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на  физический и/или жизненный компоненты».  Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смысла, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора».  Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов)  явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу». 
Среди смысловых ценностей суперорганического мира  Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие». Он утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты».

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики  Интегрального общества, которое, по Сорокину  есть наиболее приемлемая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал  Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя. Он даже основал при своей кафедре в Гарварде Центр творческого альтруизма, в котором пытался научить людей будущему. Наивно? Идеалистично? Нелепо? Но в идеях Сорокина виден позитивный подход к действительности, понимание того, что следует делать на выходе из разлагающейся сенсативности. И над рецептами великого ученого стоит задуматься уже сегодня. 


Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments