banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Заметка к ассоциативной цепочке в статье О.М.Фрейденберг "Въезд в Иерусалим на осле"

Статья ОМФ http://ec-dejavu.ru/f/Freidenberg_ass.html ,как и многие другие ее работы, необыкновенно глубока по содержанию. Однако оценить ее содержание может только востоковед. Ольге Михайловне удалось реконструировать ритуал, пользуясь весьма косвенными источниками литературного характера. Но еще важнее то, чего она не могла тогда знать - а именно, игра словами и смыслами, которая и послужила основой  этого ритуала. Для этого нужно было читать клинописные календарные тексты, которых, конечно, прочесть она не могла. Ее результаты получены усилием мощной поэтической интуиции.
Приведенные в статье данные по шумерской мифологии абсолютно точны. ОМФ ссылается на издание Тюро-Данжэна, в котором был опубликован перевод цилиндров Гудеа (прим. 65, 75, 82). Действительно, во сне Гудеа фигурируют львы и ослы. Причем ослом толковательница снов Нанше называет его самого, - как известно, носившего имя "бога Лагаша и сына Нинсун", что означало уравнивание Гудеа с самим Гильгамешем. Это уравнивание не было случайным, поскольку отцом Гильгамеша был дух, а матерью - богиня, и точно так же Гудеа был отпрыском священного брака. Обратите внимание, что мать Гильгамеша зачала от духа. Кое-что напоминает. В каком же контексте Гудеа назван ослом? Во сне он видит себя-осла, скребущего копытом землю с правой стороны от своего господина. Нанше толкует это очень ясно: как осел, ты будешь для своего господина копытом скрести землю, чтобы в кратчайшие сроки построить храм Нингирсу. То есть, Гудеа не просто осел, а осел при храме, царь-осел, бог-осел, служащий своему господину Нингирсу.  Нингирсу тоже связан с ослами. И второй пассаж текста, на который ссылается ОМФ, тоже ни в чем не искажен. Чтобы спасти Лагаш от засухи, нужно построить храм, а чтобы его успешно построить - необходимо принести в жертву Нингирсу колесницу, запряженную ослами. Как связаны между собою засуха и ослы? Очень просто. Осел в то время - караванное животное, на нем по пустыне перевозили все товары, он единственный был приспособлен к жаре и засухе. Верблюдов тогда не использовали.
Когда Гудеа заканчивает строительство храма, то вводит брачную пару Нингирсу и Бау в храмовые покои и снабжает их брачными дарами. Совершается священное совокупление. И вот тут мы переходим к сакральной игре смыслов. В календарных текстах, составленных в Месопотамии на вавилонском аккадском языке, второй по счету месяц, месяц священного брака называется Ajaru (апрель-май). Это слово образовано от глагола w'r со значением "противостоять, быть соперником, быть юношей", и как существительное значит "юноша" c дополнительным значением "соперник", "тот, кто противостоит". Но "противостоять" - в клинописных языках означает "вступать в брак, совокупляться". Юношами называют Думузи, Нингирсу, Мардука - всех божеств, кто весной вступает в священный брак с богинями-жрицами. Но - внимание! - в аккадских периферийных текстах, происходящих из Малой Азии, Сирии и Палестины (из таких городов, как Алалах, Эмар, Нузи), второй месяц постоянно пишут Hiaru, Hijaru, что, собственно, означает "молодой осел" (западносемитское слово, впервые в тексте из Мари). А само это слово жители городов связывают при этом с глаголом hjr "искать совокупления" (контексты см. в CAD, H, 118-120). И вот в этом месяце Hiaru в Алалахе и Нузи проходил праздник священного брака, который также назывался Hiaru/Hiari и в котором принимал участие сам царь.
В самой Месопотамии осел непосредственно не связан со священным браком. Но пришедшее из Месопотамии название месяца моментально подгоняется жителями сиро-палестинского региона к своим представлениям.
И вот так мы получаем цепочку: "полубог, зачатый от духа" - "царь" - "юноша" - "противостоять" - "совокупляться" (Шумер и Аккад); "юноша" - "молодой осел" - "совокупляться" (Сирия-Палестина). А объединяет обе цепочки ВРЕМЯ, когда это происходит - второй месяц календаря.
Тексты, которые я цитировал, относятся к III-середине II тыс. до н.э., когда Новый год и священный брак были во втором месяце. Но с конца II тыс. оба эти события уже приходились на первый месяц - Нисан. И вот тогда-то Иисус и въезжает на осле в Иерусалим. То есть, происходит сдвиг обряда на один месяц в связи с перенесением Нового года. А Новый год переносится в связи с переходом точки весеннего равноденствия в Овна. А Овен это и есть Нисан (по-шумерски "Первая жертва"). А Иисус и есть "агнец Божий".

Далеко же видела Ольга Михайловна из своего лихолетья!
Tags: Наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments