banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Идея Бога. Окончание

Бог-царь - идея наэлектризованного смертельными токами внешнего мира, это в полном смысле слова мир-внешность, мир-видимость, отрицающий низ и глубину, раскаленный докрасна и тысячью воль влекомый вперед, на измерение горизонтальной дали. Когда даль была узнана и народы сомкнулись, началось выкипание внешнего мира, следствием которого стали поиски мира внутреннего. Никакой иной перспективы, кроме Божьего наказания за содеянное, люди в период остывания не видят. Кроме того, они понимают, что все родовые, городские, главные боги никак не уберегли их от страшных потрясений прошлого и, стало быть, более не имеют власти над миром. Дальше идет довольно бессмысленный кусок, который лучше всего промотать - человечество мечется от идеализации богов-пастухов древности до селекционных опытов по скрещиванию богов-царей разных культур. Наконец, потеряв во внешней истории имущество, сословие, слуг, славу, семью - все, кроме самих себя - люди только в себе и начинают спасаться. Появляется идея Бога-спасителя.
Поначалу в Боге-спасителе еще много и от жертвы, и от пастуха, и от царя. Но через несколько столетий начинает проступать главное отличие: Бог-спаситель - состояние мира, который устыдился сам себя и не желает видеть собственные внешние проявления. Мир отныне не желает обладать жизненной энергией, формой, он не хочет размножаться и расширяться, у него нет намерений чем-либо управлять и на что-либо воздействовать. Поэтому место обитания Бога-спасителя - внемирная, трансцендентная реальность. Бог, породивший мир, уходит из мира, чтобы, как думают люди, своим уходом спасти его. Что же он спасает, если мир сам себя не хочет ? Получается страшный парадокс: своим уходом он спасает самого себя. И его примеру должен следовать каждый человек: уйти из мира, чтобы спасти от мира себя самого. Появляется представление о Человеке как таковом - человеке вне рода, чина, имущества и славы. Но именно Человек как таковой, первоначально подражавший Богу-спасителю, впоследствии, буквально через шаг, откажет покинувшему мир Богу в реальном существовании. Сделано это будет просто и физиологически понятно: Человек долго не может жить без тела, семьи и имущества. Вернувшись к этим ценностям, он гипертрофировал их также, как некогда свою бесплотность, и по старой привычке признал действительно существующим только то, что происходит с ним самим. Поскольку Бог-спаситель выступает против плотских благ и призывает унизиться, а возрожденный плотский человек этих благ вожделеет и жаждет возвыситься, то и грош цена вообще такому Богу. Обойдемся как-нибудь без него.
Мир в считанные столетия оказался десакрализован наступающим рассудком тщеславного плотского человека. Трансцендентный мир уничтожили астрономия и механика, христианскую мораль - прагматики-протестанты и утописты-социалисты. Ислам, пытавшийся противопоставить Богу-спасителю неоархаический вариант Бога-пастуха, единящего природу, скоро сдал свои позиции и остановился в развитии. Бог, ранее живший в племени, в городе, в мире, в ином мире, теперь оказался нигде и, как не получивший прописки в рациональной системе властвования, был выселен за пределы разумения. Он получил совершенно новый для себя статус - сумасшедшего. Ни с какими опытами и наблюдениями он не согласовывался, ни в какую из известных вселенских теорий не вписывался - следовательно, Бог - сумасшедший с манией величия, выдающий себя за Наполеона или Эйнштейна. И предпочтительно такого сумасшедшего держать в изоляции, чтобы никто не знал о его существовании. А можно и по-другому - отдать на откуп гадалкам и записать в аномальные явления.
Расправляясь таким образом с Богом-спасителем, Человек, как вы уже догадались, расправлялся с единством в самом себе, с годами все более сходя с ума и жертвуя себя иллюзорным правилам внешнего мира. Наука все это время развивалась за счет иллюзии всемогущества человеческого разума и ничтожности природы. И вдруг этот разум воскликнул: “Эврика !” Оказалось, что в устройстве человека и внешнего мира немало общих черт, и значит - человек так же подчиняется общим законам мироздания, как и любое явление природы. Открылось, что человек познающий, который знает все свойства земные и небесные, не понимает только одно существо на свете - самого себя. Антропный принцип и глубинная психология, кажется, смогут вернуть Бога из сумасшедшего дома и даже готовят ему реабилитацию.
Но куда же вернется Бог из своего изгнания ? Семья давно уже не священна, в городе правит губернатор, в мире - десять крупных банков и сеть Интернет. Остается одно жилище - разрушенная человеческая личность. Именно в нее наука пересадит Бога, чтобы искусственно отстроить Нового Человека. Богочеловек - это вначале киберчеловек, а затем - в результате долгого совершенствования - энергочеловек Циолковского, лучистое тело и вселенский разум, о котором привязанному к земле и Земле человеку наших дней размышлять непросто.
Подведем итоги. В пространственном и динамическом отношении идея Бога претерпела следующие изменения:

1. Бог-жертва. Тотем. Желудки членов рода.
2. Бог-пастух. Жрец. Хозяин города-государства.
3. Бог-царь. Воин. Глава мира.
4. Бог-спаситель. Учитель-монах. Житель трансцендентного мира.
5. Бог-сумасшедший. В изоляции вне пределов мира.
Ожидается:

6. Богочеловек. Внутри человека

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments