banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Философское в стихотворении Пастернака (заметка)

Мое добавление с места после вчерашнего доклада А.К.Жолковского, выступившего с разбором стихотворения Пастернака.

"Во всем мне хочется дойти до самой сути..." - стихотворение 1956 года, когда уже подводились итоги. Оно очень непростое, поскольку в нем Пастернак предстает как идеалист и неокантианец. Он вспоминает глубоко засевшее в нем учение Г. Когена, у которого он учился в Марбурге в 10-е годы. А учение это заключается в том, что:
1. Кантовская "вещь в себе" это недостижимый идеал рационального познания мира, а не самостоятельная субстанция, как думал сам Кант. К постижению "вещи в себе" нужно стремиться, но достигнуть ее нельзя.
2. Бытие невозможно вне мышления. Любое проявление бытия может быть выражено уравнением и выводится из математического естествознания.
3. К этому добавляется когеновская переработка Шопенгауэра и Ницше. У Шопенгауэра сказано, что "музыка - это непосредственная объективация и отпечаток всей воли подобно самому миру... Вот почему действие музыки настолько мощнее и глубже действия других искусств: ведь последние говорят только о тени, она же - о существе". У Ницше говорится, что античный лирик сначала предстает дионисийским художником, слитым со скорбью Первоединого. Образ Первоединого возникает сначала как музыка, лишенная «образов и понятий». Затем в аполлонийском сновидении она предстает символом, «видом» изначальной скорби. Музыка становится «сонной грезой», соединяющей «изначальную скорбь» (Дионис) и «изначальную радость иллюзии» (Аполлон). Поэт, зачарованный Дионисом, начинает создавать лирические стихи из духа музыки, в своем высшем проявлении перерастающие в трагедию. Г. Коген полагает, что «дезориентирующая ошибка скрывается в словах, что музыка является арифметикой духа, не сознающего своего счета. Основа музыки не есть математика, а с самого начала — математика, измененная эстетическим духом музыки". С его точки зрения, предметное содержание искусства создается любовью — изначально эстетическим чувством, опосредованным поэтической речью. Именно она превращает изобразительную деятельность в живопись, ритм и интонацию звукового ряда в музыку. То есть, любовь у Когена стоит на месте воли и первоединого, и она же порождает музыку как математику, измененную эстетическим духом.

Тогда становится понятно, что стихи Пастернака написаны о принципиальной невозможности написать восемь строк о свойствах страсти, поскольку страсть как ноумен выразима только уравнением и музыкой. Тут необходимо вспомнить Ницше, "Рождение трагедии из духа музыки". Там говорится о стихийном состоянии одержимости музыкой, о дионисийском дифирамбе как основе будущей словесности. У Шопена выразить страсть получилось, поскольку он не говорил на поэтическом языке. Музыка ближе всего к ноумену (хотя ее трагедия состоит в неизбежном переходе в феномен, если она хочет быть выражена). Здесь, конечно, и сокрушение поэта по поводу того, что он не стал музыкантом и философом. Ощущение неполноценности слова и могущества числа, что роднит его с Хлебниковым. Хлебников писал, что слово - устарелое орудие мысли, и скоро оно будет употребляться только для искусства, а во всех остальных сферах мы будем изъясняться числами.
У Пастернака в начале "хочется дойти", а потом - многочисленные БЫ: он бы и то, и это, но никак.
Есть прямые соответствия между "работа" и "основания, корни" (что подразумевает работу не только за письменным столом, но и в огороде), "сердечная смута", "сердцевина" и "свойства страсти". Здесь мы опять вспоминаем Хлебникова, который пытался выразить числовыми соответствиями характеристики волнений души Пушкина и Гоголя. "Поиски пути", как ни странно, не находят отражения в последующих строфах. "Сущность прошедших дней" - не суть, как может показаться вначале, а субстанция. Прошедшие дни как нечто, что существует.
Поэт сразу не в состоянии охватить словами страсть как ноумен. Он сперва дает перечень религиозно-правовых категорий, в контексте которых страсть осуждается, а затем переходит к выражению мелких феноменов, связанных с движениями тела. Далее, закон страсти и ее начало - в принципе одно и то же, поскольку для немецкой философии существует понятие Ursache как первовещи, которая одновременно есть выражение закона существования всех подобных вещей: первоформа, перводерево и т.д.
После этого идут строки о невозможности внести в слово свойства и ощущения природы. Слово не обладает такими возможностями, поскольку природа, как говорили Галилей и Кант, разговаривает с человеком на языке математики. Поскольку же музыка математична, то Шопену это удалось.
По поводу последней строфы у докладчика и аудитории были разные соображения и ассоциации, связанные с Гомером и эротическим фольклором, в котором натянутый лук маскирует нечто вполне определенное. С этой точки зрения, игра и мука достигнутого торжества более всего напоминают эротическое возбуждение. На философском плане это именно стремление к постижению принципиально непостижимой вещи в себе, когда напрягается разум, обостряется мысль, но цель недостижима, откуда и мука. Но на эстетическом плане это и есть то самое дионисийское стихийное напряжение, которое передает одержимость музыкой. А у Пастернака, как известно, сперва "щебечут-свищут, а слова являются о третьем годе". То есть, получается одновременно неокантианское и ницшеанское понимание поэтического вдохновения.

Аудитория приняла реплику благосклонно. Кое-что добавил сегодня. Записал, чтоб не забыть.

UPD.: Последняя строфа может быть также связана с высказыванием Гераклита: «Они не понимают, как расходящееся согласуется с собой: оно есть возвращающаяся к себе гармония, подобно тому как у лука и лиры» .
Tags: Размышления
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…