banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Дальний Утнапишти

Надо бы написать книжку о философии эпоса о Гильгамеше.
Кто такой дальний Утнапишти? Это любой, кто чудом пережил социальный катаклизм. Долго молчал, жил на своем острове, был равнодушен к молодым и к новому времени. И вдруг однажды открылся, передал молодому интервьюеру (Гильгамешу) свидетельство о допотопных временах. Это Лосев, который беседует с Виктором Ерофеевым. Это Шкловский, который говорит с Чудаковым (или - другой вариант - со мною 15-летним). Передает живое свидетельство о днях до потопа (t,ema sha lam abubi). В шумерской версии Гильгамеш идет к Утнапишитиму, чтобы восстановить МЕ всей жизни - и обрядовой, и хозяйственной. В аккадской он после получения свидетельства восстанавливает храмы, разрушенные потопом. То есть, рассказ о допотопных временах преображает современную жизнь, начинает ее как бы заново, обновляет. В этом функция праведника - памятью запустить новый организм жизни. Задача Гильгамеша - записать рассказ на лазуритовую табличку (лазурит - цвет неба, памяти и исполнения желаний) и оставить ее для потомков. А потом перестроить жизнь.
Почему спасается праведник? Потому что не думает о себе. Делает то, о чем его не просят - спасает в ковчеге весь тварный мир. Экологический альтруизм праведника (при полном равнодушии к погибающим людям), дума о целом, понимание мира как системы и как процесса. Неверие в прогресс из-за полного знания космического цикла истории.
Молодой Гильгамеш тоже уже не молод, он потерял друга и наделал ошибок, он отказался от власти и от славы. Поэтому он готов к восприятию истины. Неизвестно, хотел бы он этой истины во времена охоты на Хумбабу.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments