banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

"Сталкер" и "Я тоже хочу"

На телеэкране последний фильм Балабанова смотрится лучше, чем на компьютере. Больше видишь и понимаешь.
Отличий от фильма Тарковского очень много.
1. Если в фильме 1979 г. люди идут в Зону просвещаться, то в 2012 году - спасаться. У Писателя утеряно вдохновение - и ах, он идет выпрашивать! Какая, в сущности, мелочь. Ведь он никого не убил и ничего не украл. Ему просто скучно. Ученый хочет взорвать комнату счастья. Но, в сущности, он тоже скучает, потому и не взрывает ничего. Они посланцы благополучного мира, в котором все банально. А хочется чего-нибудь светлого и чудесного. Каприз у них такой. У Балабанова идут потому, что жить дальше невозможно - все герои до краев переполнены чернотой. Блудница-философка - самая невинная из них. Правда, что там делает отец алкоголика - до конца неясно. Его-то зачем было туда тащить?
2. Фильм Балабанова лишен самого Сталкера. Герои едут сами, руководствуясь слухами. В роли вожака этой стаи выступает киллер, но он сам ни про что не в курсе.
3. Сталкер любит Зону. Она живая, зеленая, он может уткнуться в траву и найти в ней краткое блаженство. У Балабанова Зона мертва окончательно и покрыта снегом.
4. Чего ищут герои Балабанова? Они ищут, как попасть на небо живыми. Чтобы без боли, без смерти - и сразу блаженство. Чтобы взлететь над снегами или быстро исчезнуть. Вспомним, что у Тарковского Писателя не трогает Зона, и Сталкер объясняет это тем, что он самый разнесчастный человек. Разнесчастный, но не преступник. У Балабанова исчезает только блудница. Остальные умирают на снегу.
5. Про алкоголика непонятно. Он стал зарывать отца и умер сам? Проявил кровное родство и кровную солидарность с умершим?
6. В общем, фильм Балабанова про то, что жить больше невозможно. Либо в небытие, либо в рай. И колокольня его более всего похожа на трубу крематория из "Кочегара". А у Тарковского герои после Зоны обязательно будут жить иначе - ведь они прошли инициацию и ощутили кое-что чудесное. Герои Тарковского, естественно, могут жить дальше - ведь они не злодеи.
7. Блудницу зовут Любовь Андреевна. Привет Раневской из предсмертной чеховской пьесы. Ее кинул сутенер (как и ту кинул любовник в Париже). Значит ли это, что Балабанов думал про этот фильм как про свой "Вишневый сад"?
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…