?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Размышляя о Балабанове
banshur69
Когда я вчера вечером подлетал на франкфуртском самолете в Петербург, мне еще не было известно, что часом ранее в Дюнах скончался Алексей Балабанов. За полгода российское киноискусство лишилось двух самых преданных кафкианцев, двух Алексеев - Германа и Балабанова. Но, к сожалению, их лишилось только искусство российское. Мировое пожимает плечами - дескать, это ваши русские дела.
Балабанов стихийно близок к Тарковскому. Он не продумывал эту свою близость, не делал из себя тарковского режиссера, как Сокуров или Лопушанский. Но если о ком-то говорить как о подлинном, ненадуманном и непридумавшем себя преемнике, то это именно Балабанов. Молчание героя для него дороже слов, подавленные эмоции предпочтены открытым, из композиции кадра и света в кадре, из музыки и жеста рождается нелитературный в своей основе язык фильма, герои мучаются жизнью, болеют ею. Последний фильм режиссера - откровенная версия "Сталкера". А вчера их сблизили еще и роковые 54 года.
Однако, будучи стихийно близким Тарковскому, Балабанов не смог до него дотянуться. Тарковский тянет героев из мрака к свету, из локальной и временной ограниченности в бесконечность. Они страдают, чтобы воскреснуть. Герои Балабанова обречены мраку, у них нет пути, а то, что представляется им выходом, сулит нравственную и физическую погибель. (Случайно ли актеры Балабанова погибали рано? Думается, что они, как и рано погибшие основные актеры Тарковского, несли на себе не вполне посильную ношу. И эта ноша не позволяла им жить дальше). В основе фильмов Балабанова - хаос, деструкция, энтропия, полный распад. Все это было и в самом режиссере, личность которого, как и у Тарковского, многоконфликтна. Но у Балабанова за хаосом нет ничего. Только окончательная смерть - людей, пространств и времен. Ни его герои, ни он сам не способны к возрождению или пробуждению сознания. Они действуют и говорят из собственной слепоты, безотчетно, не понимая и не видя никого вокруг, на все натыкаясь и все стремясь уничтожить.
Не достав до Тарковского, Балабанов стал на одну ступень ниже, продолжив сказочные повествования Рязанова и Германа о советско-послесоветской цивилизации. Можно сказать, что логическим следствием "Небес обетованных" и "Хрусталева" стали "Брат", "Жмурки", "Груз 200", "Кочегар" - фильмы про то, что случилось с сознанием человека, когда советский паровоз взлетел. Это не про мир, не про культуру. Это только про нас (как и Рязанов, и весь Герман). А случилась с нами неслыханная простота: проще убить, чем объяснить, проще украсть, чем заработать. Накажут ли за это после? У Балабанова еще накажут (но не совестью, а смертью). У Звягинцева - уже нет. Но это уже другая история.
Балабанову как будто мстили за возникшего из глубин подсознания Брата. Не позволили снять фильм "Река", который стал бы абсолютным шедевром мирового уровня. Не разрешили докрутить до шедевра "Про уродов и людей". И он сам, и его актеры очень дорого заплатили за Брата. Критики восприняли его как персонажа из прошлого, из лихих 90-х. Но Балабанов знал, не мог не ззнать, что выпускает на волю фашистского джинна войны. Этот джинн сидел где-то в будущем и не давал большому художнику покоя, просился наружу. Вот Балабанов его выпустил - и был наказан. Впрочем, он тут в одной компании с фон Триером, который почуял новый гитлеризм и простодушно назвал его, и с Михаэлем Ханеке, который очень утонченно и в старинном стиле вытащил его на свет. Все трое - пророки. А пророки платят большую цену.
Художник Балабанов так и не решился на сложность. Отличие большого искусства в том, что его хочется пересматривать. Отличие балабановских или рязановских фильмов от Эйзенштейна, Феллини, Брессона или Тарковского в том, что они пересматриваются без напряжения, без большой внутренней работы. Режиссер не то что жалеет чувства зрителя (вот уж это не про Балабанова), а он жалеет его разум. Не хочет поднимать его над ним самим. Кстати, фон Триер в этом отношении жесток, что хорошо.
Мне думается, что Балабанова будут смотреть даже тогда, когда пройдут все эти наши современные эпохи. Вряд ли его будет не хватать, но, когда фильм появится на экране, его не выключат, а с разными чувствами досмотрят до конца. Его ленты цепляют зрителя за самые темные места, а поскольку это места вечные, и никакая революция или эволюция их не отменит, то и Балабанов будет занимать определенное место в кафкианском пантеоне культуры.


Размышляя о Балабанове

Много противоречий в этом тексте, есть ощущение. что это было написано в большей части ради самого текста

Re: Размышляя о Балабанове

В чем же противоречия?

Не позволили снять

Это тянет на ключевое.

Кто мог не позволить, например, Набокову, Не написать "Лолиту"?

Автор должен быть "независим"

Re: Не позволили снять

Разумеется, не власти. Эпоха, конъюнктура, судьба.

Обидно, что такой талантливый человек как ушел с головой в чернуху, так до конца жизни и не смог из нее вылезти. А нужен ли еще один "Сталкер" или еще один "Ворошиловский стрелок", тем более в версии Idiot's Guides?

Edited at 2013-05-19 02:57 pm (UTC)

Спасибо, сим постом вы подтолкнули наконец меня расфрендить вас.

Поймите, в мире кроме еврейского вопроса, существует ещё маленькая кучка.

Все перечисленные вами авторы снимали кино по первому вопросу, Балабанов не считал его главным в жизни всего мира. Тем более России. И снимал иное кино. Прощайте.

От фашизма пострадали все, не только один какой-нибудь народ. Русские тоже. И еще пострадают, если это зло опять выйдет из людей.
Непонятно, почему Вы читали меня до сего времени. Своими постами я никогда не давал повода заподозрить меня в деструктивности или в агрессии.
Всего самого доброго.
Будьте здоровы.

А мне Ваши размышления очень понравились, хотя эстетика Балабанова совсем не близка. Огромное спасибо!

Насчет "реки" фильм не закончили из-за гибели актрисы в аварии, ехала со съемок

Балабанову как будто мстили за возникшего из глубин подсознания Брата... И он сам, и его актеры очень дорого заплатили за Брата

Не совсем понял: речь о чём-то мистическом? Или о прозаичных факторах вроде финансирования проектов?

Скорее, о чем-то в высшей степени реальном, что работает, несмотря на наши представления о нем.

Хороший анализ.

Скорее синтез. Анализы его творчества все впереди.

про франкфурктский самолет особенно зачотно

Пока мы где-то, с кем-то что-то происходит. Первым это Чехов заметил. У него сидит купец на даче и рассуждает, что в это самое время в Америке человек садится в пирогу и едет за бананами. Но мы и все так думаем, соотносим свою маленькую жизнь с чьей-нибудь большой. И упрекать себя в этом не должны. Иначе что же, мы посторонни всему? Нет, это неправильно.

Не разрешили докрутить до шедевра "Про уродов и людей"
не совсем понял, это о чем? вы не могли бы подробнее объяснить

Сами подумайте. Не могу же я все разжевывать...

Своим лучшим фильмом он считал "Про уродов и людей". Кафка от пивного ларька, упившийся "Жигулём" с дихлофосом. Зажился он на этом свете.

Понять не могу, что вы увидели в Балабанове, сходное в Тарковским.
Мне кажется, они бесконечно далеки друг от друга.
А что касается непонимания за пределами нашей страны. В 99 году я была на стажировке в Бостоне, там была неделя российского кино. И показывали фильм "Брат". Читаю аннотацию. Одна фраза оттуда мне запомнилась. Там было написано, что главный герой увлекается музыкой посредственной русской группы.
Точки отсчёта разные.

Снобизм не всегда помогает пониманию.

> Но Балабанов знал, не мог не ззнать, что выпускает на волю фашистского джинна войны

Не совсем понятно - в "Брате" главный герой именно антифашист, причем достаточно последовательный. Воевал с нацистами, кстати.

хороший текст.
Можно републиковать на kbanda.ru?
Заранее спасибо!

Можно, но лучше со второго предложения. Поскольку ЖЖ это моя записная книжка, то я часто ассоциирую какие-то даты с событиями своей жизни, чтобы лучше запомнить их. В публичном месте необязательно писать про такие ассоциации.

Хорошо написали. Только вот "брат" - фашистский (?) джинн войны (?). Сильно сказано, но, боюсь, не в тему. Художнику (даже гению и провидцу) не даден штопор, чтобы выпускать джиннов. Когда делались "братья 1 и 2", шли войны на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Южной Европе. Джинн уже был на свободе, он и сейчас там.