banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Полусонно о Чехове

Сегодня пересматривал "Мою жизнь" с Любшиным по ТВ и перечитывал чудаковскую "Поэтику Чехова".

Мне впервые показалось, что чеховский рассказ 1896 г. это вовсе не про социальный протест сына против отцовского насилия, не про то, как брат научил сестру свободе, не про то, что нужно быть политически свободным и сострадать несчастным. Это разговор с Богом. Полознев-Отец - Саваоф. Мисаил уходит, чтобы страдать, возлюбя Отца и будучи готовым к жертве. Он уходит к простым людям, чтобы среди них раствориться и умереть. Мисаил - Христос. Но это один план. А другой - бегство Человека от Бога, нежелание подчиняться Его закону. Пусть я проживу неправильно, пусть погибну - но это будет моя, человеческая жизнь. В одном тексте сразу глубокая вера Сына, приводящая к отделению от Отца, и глубокая пропасть, ожидающая всех, кто от Отца отпадает. Что же объединяет оба плана, внешне находящихся в оппозиции? Свобода самообретения. Путь Сына и путь Человека - один и тот же путь к свободе через жертву.
Христианский ли это рассказ? Едва ли. Хотя бы потому,что Сын идет в люди и жертвует собою по воле Отца, а здесь он поступает вопреки Его воле (хотя и не во зло Ему). Но попытка богословия здесь есть.

Чудакова тоже читал как будто впервые. У него очень четко показано, что Чехов от объективной манеры повествования приходит в конце 90-х годов к прямой речи повествователя, и что эта прямая речь во многом соответствует речи авторской. Он приходит к закономерности: русские писатели шли от художественных поисков к проблемам этики и религии. И Чехову уже грозило пойти по гоголевско-толстовскому пути. Он это, кажется, почувствовал. Тогда понятно, почему он ушел в драму. Там нет повествователя, и объективность будет спасена. В драме он спасся от проповеди. А проповедь была для него невозможна, потому что он видел мир не прямо, а в знаках ситуаций. Предметы, жесты, манеры и слова были для него одно и то же. Бегство от идейности, боязнь собственной прямой речи.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments